Практически каждый человек имеет какие-то знания об оказании первой помощи: помнит со школьной скамьи, времен обучения в автошколе, рабочих семинаров по технике безопасности, а также из многочисленных книг и фильмов. Однако в лучшем случае этих знаний может оказаться недостаточно в экстренной ситуации, в худшем — они могут быть губительны для пострадавшего.
…заданная человеку бесконечная устремленность к познанию
по-своему очень драматична, ибо сопряжена с вечным беспокойством,
лишениями, горем и разочарованиями – ведь конечная истина недостижима.
Андрей Тарковский
Когда уходил он, зажавши кашель,
двор понял, какой он больной.
Он шел,
обернувшись к темени нашей
незапятнанной белой спиной…
А.Вознесенский
Я не отношу себя к фанатикам творчества Тарковского, но, по крайней мере, три фильма произвели впечатление и запомнились: «Иваново детство», «Андрей Рублев» и «Сталкер», хотя иносказание в них чувствуется, автор ориентируется на свое видение, а не угождает зрителю. Такие фильмы для развлечения, от скуки, нельзя смотреть. А вот поздний Тарковский у меня не «пошел», такая же заумь, фильмы для себя, как у Феллини. В отличие от Феллини судьба Тарковского несла какое-то, отмечаемое многими современниками, мученическое, трагическое начало и ее финал лишь подтвердил это…
…Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в семье тогда еще совсем неизвестного поэта Арсения Александровича Тарковского и Марии Ивановны Вишняковой. «Коммуналка», полуголодное существование, но самое главное – несовместимость для Тарковского - старшего быта и поэтического бытия! По- крайней мере, об этом пишет его биограф. «Погружение в творчество – желанно. Выход – болезнен».Это ли или были и другие причины, но факт остается фактом, в 1937 году Арсений Тарковский уходит из семьи…Много позже Андрей Тарковский будет саркастически высмеивать попытки психоаналитиков искать корни проблем человека в его детстве. Он называл это «инфантилизмом». Тогда почему последние фильмы Тарковского, в значительной мере автобиографичные, все время крутятся вокруг его детства? И почему у Андрея Тарковского слишком редко появлялась потребность в общении с матерью, умершей, после двух инсультов, от рака в 1979 году? «Это был ураган, вихрь, состоящий из прыжков, дурачеств, тарзаньих криков, лазанья по крышам, неожиданных идей, пения, съезжания на лыжах с отвесных гор…»,- пишет о Тарковском в детстве его сестра. Вырисовывается конфликтная личность. Ну творец не может быть бесконфликтным, а в обычной жизни конфликтность только мешает. А. Тарковский всегда готов был дать сдачи. Хорошо это или плохо?
…В 1947-48 гг. на Андрея Тарковского свалилась беда, которая в то время легко могла стоить жизни – туберкулез легких…Согласно легенде, в конце ноября он пошел в школу в новом пальто, которое в школе украли, и вернулся он раздетым. Вечером поднялась температура…Были обнаружены туберкулезные очаги в области верхушки и верхней доли левого легкого. Но туберкулезом не заболевают в одночасье, процесс уже был и только ждал своего часа. Тарковскому повезло – он пропустил год учебы, который он провел в туберкулезной детской больнице. Вообще-то говоря, туберкулез и рак – две страшных болезни, для семьи Тарковских имели прямо-таки сакральное значение: от туберкулеза умерла в 1932 году Мария Густавовна Фальц – романтическая любовь Арсения Тарковского, которой посвящено его знаменитое стихотворение «Первые свидания», от рака мать, отец и сам Андрей Тарковский…
…Современники пишут о высокой работоспособности Андрея Тарковского и нет никаких указаний, что до 1978 года , когда он перенес острый инфаркт миокарда у него были значимые проблемы со здоровьем. Высокая работоспособность и напряженная духовная жизнь – вот две определяющих жизни великого режиссера. Но в середине восьмидесятых гг. ситуация меняется: с 1984 года А.Тарковский – невозвращенец, в 1985 году КГБ СССР начата оперативная разработка Тарковского. Стрессы следуют один за другим, причем именно та их разновидность, которую Г.Селье называл «дистресс», черный, разрушающий стресс.
…1985 год семья Тарковских встречает в Берлине. Есть версия, что его роковая болезнь началась именно тогда – режиссер стал жаловаться на постоянный кашель, но с сентября 1984 года у него уже постоянно держался субфебрилитет…В марте 1985 года в Стокгольме Тарковский заболевает «глубоким бронхитом», но не обращается к врачу и продолжает работать. Странно, что человек, перенесший туберкулез, не был озабочен здоровьем, притом человек мнительный и сомневающийся. Такое «подвешенное» состояние продолжается до ноября, когда снова возникает «бронхит» и «какая-то ерунда с затылком и мускулами, которые давят на нервы. В результате чего очень болит шея и плечи. Кашель…»,- пишет Тарковский в дневнике. Все время он кашляет и жалуется на слабость. Врач находит бронхит и назначает антибиотики. Мало того, ему находят массажиста, который усердно массирует режиссера. Он находит какой-то непонятный «жировик» на лопатке и советует его удалить (!?). Бронхит упорно держится, но лишь в конце месяца Тарковский сдает кровь на анализ и ему делают рентгенографию грудной клетки. Перед самым визитом к врачу он обнаруживает на лбу справа какую-то странную шишку. Примечательно, что доктор при осмотре решил, что экспансивный и стремительный Тарковский ударился головой, не заметив этого (?!). Рентгеновский снимок обнаруживает тень в левом легком. 13 декабря его консультирует профессор-пульмонолог. Новый снимок и гадательный диагноз: туберкулез или опухоль? В мокроте у Тарковского появляется кровь… 18 декабря все разъяснилось и приговор прозвучал – рак легкого…Врачи дали ясно понять режиссеру, что без агрессивного лечения шансов никаких и остается несколько месяцев для принятия мер. Тарковского консультирует известный французский онколог, четвертый муж Марины Влади Леон Шварценберг (LeonSchwartzenberg ,1923-2001) (по иронии судьбы он умер от рака!). Режиссер проводит в его клинике с перерывом несколько месяцев. Повторяются курсы лучевой и химиотерапии. «Ужасное впечатление» оставило у него это лечение, тем более, что он догадывается об исходе…. Вся симптоматика: боль в грудной клетке, одышка, кашель, мокрота в виде «малинового желе» остается…Повторный курс химиотерапии дал страшную реакцию (февраль 1986 года) Тарковский испытывает «животный ужас» и полностью теряет надежду на спасение…
…В июле 1986 года Тарковский едет антропософскую клинику Эшенбронн в 20 км от Баден-Бадена. Лечение там, по сути дела, должно подготовить человека неизлечимо больного к спокойному уходу в иной мир… Не очень ясно, а может этот уход быть спокойным? 4 сентября 1986 года у Тарковского родился третий сын, а в ноябре режиссер пишет завещание: «Ни живым, ни мертвым я не хочу возвращаться в страну, которая причинила мне и моим близким столько боли, страданий, унижений. Я – русский человек, но советским себя не считаю…» В декабре А.Тарковский уже не мог сидеть в постели – настолько сильными были боли. Не двигаются ноги, сильная боль в руках, слабость. 15 декабря Тарковского перевели в клинику Артманн в Нейи-сюр-Сен, откуда он уже не вернулся живым. Последние дни режиссеру из-за мучительных болей (распространенные метастазы в позвоночник), постоянно производили инъекции наркотиков…Тарковский умер ночью 29 декабря 1986 года. Похоронен он на русском кладбище Сан-Женевьев-де-Буа…
«Существует сходство между святым и художником, но необходимо видеть и различие, которое заключается в том, что человек либо пытается быть похожим на своего Создателя, либо стремиться спасти свою душу. Таким образом, вопрос стоит либо о спасении самого себя, либо о создании духовно более богатой атмосферы во всем мире…»
Тарковский выбрал второе…
Н.Ларинский, декабрь 2011 г.