Манера очищать кожу даже от небольших волосков пришла в Европу (а следом за ней и в Россию) от участников крестовых походов. Рыцари быстро оценили преимущества такой процедуры — сперва чисто гигиенические. В условиях жаркого климата и дефицита воды волоски на коже являются своеобразными «сборниками» грязи, потовых выделений и т. д. Это ведет к возникновению раздражений и воспалений кожи, потертостей и прочих неприятных моментов.
Франсиско Гойя это — пятьсот картин, триста гравюр и тысяча рисунков. Но Гойя это и загадочная болезнь, тянувшаяся всю жизнь…
Франсиско Хосе де Гойя-и-Люсьентес (Francisco José de Goya y Lucientes 1746—1828) родился 30 марта 1746 года Фуэндетодосе. Дед — нотариус, отец — мастер-позолотчик. Вырос в Сарагосе, начал рисовать в четырнадцать лет в мастерской Хосе Лусана. По легенде молодой Гойя убил на дуэли своего противника и сбежал в Мадрид. По другой легенде, он стремился получить академическое художественное образование. Однако остается фактом несдержанность, раздражительность и способность вступать в спор по самому ничтожному поводу, склонность к прекрасному полу, достигавшая степени небрезгливой всеядности, любовь к охоте и кровавый интерес к корриде. Холерический темперамент несомненен. Попытки поступить в академию живописи в 1763 и 1766 гг. провалились и Гойя на собственный счет отправляется в Италию для приобретения знаний «канонического искусства». В 1771 году возвращается в Сарагосу и становится свободным художником. Пользуется популярностью и кроме частных заказов ему доверяют выполнить роспись полукупольного свода базилики Nuestra Seniora del Pilar. Затем он выполняет фрески в монастыре Aula Dei. За семь месяцев он выполнил роспись на 250 м2. Уже тогда отличался необычайной быстротой работы и своеобразной техникой. В 1773 году женился на Хосефе Байету, а в 1774 году перебрался в Мадрид. Он занимается разработкой эскизов для шпалер на королевской ковроткацкой мануфактуре. Примечательно, что Гойя в это время выполнил идеологическую, если так можно выразится, задачу — уйти от библейских сюжетов фламандских и французских мастеров, к изображению сцен из жизни испанцев. Веселые краски, реалистичные картины, доселе невиданные сюжеты — таков тогдашний Гойя, «виртуозный художник номер один». От парадного барокко к акватинте, в которой позже работали Мане и Пикассо. В 1777 году у Гойи родился первый сын Висент и в этом же году художник серьезно заболел (тогда любая болезнь была серьезной!). Есть основания думать, что это была «французская болезнь» — сифилис, эпидемия которого разразилась в Испании. Любопытно, что французы называли эту болезнь «испанской»! Проболел он целый год, но после выздоровления стал придворным художником Карла III. Это, однако, не позволило ему избежать конфликта с могущественным шурином Байеу во время росписи купола кафедрального собора в Сарагосе. Любопытно, что конфликт возник уже после болезни Гойи. Вероятно, в семье начался разлад (венерическая природа заболевания была понятна и тогда, достаточно вспомнить воспоминания Б.Челлини, который все это описывает достаточно красноречиво). С 1781 по 1784 года в творчестве Гойи наступает серьезный спад. Причина этого кризиса, сопровождавшегося очевидной депрессией, не вполне ясна, но Гойя не без труда вышел из него в 1785 году и тут же выиграл конкурс на роспись собора Сан-Франсиско эль Гранде в Мадриде. Но эта работа была неудачной, а другие работы этого периода вообще остались неизвестными. Однако, следующая работа, портрет короля Карла III стала одной из самых известных. Гойю принимают в высшем свете, и у него появляется новая черта — высокомерие. Он продолжает оставаться придворным художником и при новом короле, но в 1792 году его снова поражает болезнь. Что это было непонятно, но несколько месяцев он проводит в постели, мучаясь от колик (?). У него возник шум в голове, снижение слуха и нарушение координации движений, а в одном из писем современников была загадочная фраза о том, что «…Гойя потерял рассудок, которого у него уже так давно нет». Временная слепота, парез правой руки, лихорадка, мышечные подергивания и даже…сопорозное состояние! Симптоматика постепенно ушла, но парез правой руки держался долго и Гойя до конца жизни остался глухим! Страдания и страх изменили его творчество: в нем явственно проступила фантасмагоричность. Гойя был родом из страны басков, где очень сильна вера в колдунов и чертей. «Чертова лампа», «Летающая ведьма», «Заклинание ведьм» и другие работы явственное свидетельство этого. Но нельзя сказать, что весь Гойя в этом. Он пишет светские портреты и продолжает создавать фрески в храмах. Тогда же появляются его знаменитые «Капричос» («Капризы») — 80 металлических пластин с гравированными рисунками. Тут уже было что-то от Босха. Еще больше это сходство проявилось в серии работ Los Disparates, которые увидели свет через тридцать лет после смерти Гойи. Снова этому предшествовал некий кризис, некая тяжелая болезнь. Но эти работы, как и «Черные картины» Гойи, ставили вопрос, а здоров ли художник психически? Гражданская война, французская оккупация, фактическая эмиграция и нужда в конце жизни, все это пришлось испытать Гойе, но это, однако, не может объяснить особенности его поведения и творчества. Исследователи не исключают возможность наличия у Гойи МДП. Это вопрос спорный, так же как и параноидное развитие личности художника. Вздорный — да, склочный — да, вспыльчивый — да, но параноик ли? Дисгармоничная личность, предпочитавшая бежать от трудностей, сексуальная беспорядочность, смена аффективных подъемов и спадов — о ком из выдающихся деятелей культуры нельзя сказать подобного? Да, это так, но при отсутствии внятной истории болезни (болезней) Гойи остались его работы до и после первого и последующего недугов. Светлые тона сразу после болезни сменились мрачными фантазиями, отвратительными рожами и жуткими сценами в сумасшедшем доме. Коричневый, черный и серый тона вместо ярких красок раннего Гойи. Разоблачение и обличение человеческой глупости, страстей и пороков делает Гойю похожим на И.Босха. Видный английских психиатр Ф. Райтман (Ferenc Reitmann), автор нашумевшней книги «Psychotic art» (1950) писал, что «Капричос» Гойя создавал в состоянии депрессивного аффекта и высокой тревожности. Ну и что? Это еще не диагноз. Представьте человека, который внезапно оглох! Он не запрыгает от радости, он не станет рисовать смешные карикатуры или писать фокстроты и польки. Но вот дальше рисунки Гойи начинают напоминать творчество душевнобольных: разорванные на куски тела и прочие впечатляющие подробности нельзя объяснить самой жестокостью гражданской войны. Жизнь и творчество далеко не одно и тоже. У Гойи на картинах появляются черты раздвоения личности, а в жизни (он писал об этом) у него возникают галлюцинации. Дед шизофреник, две тетки – психопатки, какие еще нужны доказательства? Но в данном случае убедительной патографии Гойи нет. Существует лишь несколько предположений о диагнозе:
1) Шизофрения (A.Normair, F.Reitmann);
2) Маниакально-депрессивный психоз (A. Fernandez, A. Seva);
3) Биполярное расстройство (M.Pareo);
4) Параноидное развитие личности (А.В.Шувалов).
Что касается соматических болезней, то здесь тоже только одни предположения:
1) инсульт в 1793 году;
2) сифилитическое поражение сосудов мозга (ранние смерти детей Гойи объясняют его сифилисом);
3) увео-энцефало-менингеальный синдром, увеоэнцефалит, синдром Фогта — Коянаги — Харада (A. Vogt-Y. Koyanagi-Е. Harada)
4) отравление свинцом – американская версия (W.G.Niederland).
Поскольку Гойя сам готовил краски, хроническую интоксикацию свинцом нельзя исключить. Существует ведь устойчивая версия о подобном отравлении у Микеланджело Миризи де Караваджо. Но как часто бывает, описание болезней Гойи фрагментарно и архаично и втиснуть всю симптоматику в определенную нозологию невозможно. В этой связи «свинцовая версия» с поражением сосудов, черепномозговых нервов, «свинцовой коликой» и парезом мочевого пузыря предпочтительнее, если бы не одно обстоятельство – Ф.Гойя умер в преклонном возрасте от несомненного инсульта, не переставая творить, хотя непрерывно поступавший в организм свинец должен был убить его гораздо раньше. Несомненным и бесспорным остается лишь одно, чем бы ни страдал Гойя, эта болезнь протекала на фоне несомненной гениальности, а вот что это такое: карма, диагноз или дар небес, никто сказать не берется!
Николай Ларинский, 2012
Рисунки Ф. Гойи: