3 декабря прошлого года на должность главного врача Городской клинической больницы № 11 был назначен кандидат медицинских наук, хирург и уролог высшей квалификационной категории, доцент кафедры урологии с курсом хирургических болезней РязГМУ Роман Викторович Васин. Сегодня для портала UZRF он обозначил основные направления развития клиники.
В одном старом журнале мне попалась эта любопытная публикация… в ней любопытно все, но прежде всего личность автора. Эсфирь Мироновна Конюс (1896-1964) была в свое время довольно известным педиатром. Указанную работу Э.М.Конюс опубликовала в 1940 г. Фрагменты работы я выдел, что бы стало понятно: ничего у нас не меняется и все словеса о реформах, после которых мы одной ногой окажемся понятно где, пустое сотрясение воздуха. «Верной дорогой идете, товарищи!»
В одном старом журнале мне попалась эта любопытная публикация… в ней любопытно все, но прежде всего личность автора. Эсфирь Мироновна Конюс (1896-1964) была в свое время довольно известным педиатром. Она была в отдаленном родстве с известной семьей Конюсов, музыкантов и музыковедов. В 1918 г. Э. Конюс закончила историко-философский факультет Высших женских курсов в Москве, в 1923 г. медицинский факультет 2-го МГУ. В 1923-27 гг. – ординатор клиники детских болезней 2-го МГУ (это и есть бывшие Высшие женские курсы). С 1927 г. 10 лет была ассистентом Центрального Института охраны материнства и младенчества, с 1937 по 1939 гг. – ассистент Института охраны детей и подростков, а потом 13 лет возглавляла кафедру истории медицины Центрального института усовершенствования врачей, Была ошельмована и уволена в связи с «делом врачей» 1952-53 гг. Э.М.Конюс была инициатором создания комнат матери и ребенка на вокзалах (вокзалы в то время – страшное, гиблое место. Скученность, антисанитария – прямой путь распространения инфекций!) Она руководила показательной детской консультацией при Институте охраны материнства и детства, организовывала педиатрическую службу в Бурятии, Кабардино-Балкарии, Донбассе, Ивановской области и т.д. Автор интересных работ «Истоки русской педиатрии» и «А.А.Кисель и его школа». Указанную работу Э.М.Конюс опубликовала в 1940 г. Фрагменты работы я выдели, что бы стало понятно: ничего у нас не меняется и все словеса о реформах, после которых мы одной ногой окажемся понятно где, пустое сотрясение воздуха. «Верной дорогой идете, товарищи!»:
1) Любителям «России до 1913 года» не нужно рассказывать сказки о том, как было хорошо и замечательно при благостном царе-батюшке. Детская смертность в России превышала развитые европейские страны в 3-6 раз!;
2) Любопытно, что проблема яслей (питомников для детей, как сказано в статье) сейчас столь же остра, как и тогда, хотя призывы к повышению рождаемости раздаются из самых «высоких» уст;
3) Традиционно низкая культура населения, как общая (мыть руки после посещения туалета и т.д.) как отсутствовала тогда, так и не привилась до сих пор, только сюда добавилась еще дискуссия (начатая людьми без коры головного мозга!) о прививках, курение и питье пива беременными (понятен лозунг, который пишут на заборах «Пей, кури, рожай уродов!», но он никого, похоже, не пугает);
4) Нежелание кормить грудью как было, так и остается, только причины разные, и вместо жеваного хлеба даются молочные смеси, качество которых не контролируется и, похоже, делаются они из того же сырья, что и корм для собак!
5) Есть и сейчас «медицина богатых» и «медицина бедных», тут Толстой в точку попал!
6) Санитарное просвещение не стало лучше с тех пор ни на йоту; да и по большому счету здоровье населения никого и тогда не колыхало, да и сейчас не колышет;
7) Высокие технологии еще дальше «разводят» врачей и пациентов друг от друга и с эти нечего спорить. Ну а остальное вы прочтете в статье:
Лев Николаевич Толстой - великий писатель, гениальный художник, чьи произведения являются гордостью не только русской, но и мировой литературы - дал в своих произведениях блестящую уничтожающую критику царского буржуазно-помещичьего строя, многих отрицательных сторон современной ему общественной жизни, науки и искусства. Но он оказался в, то же время беспомощным в указании путей освобождения угнетённых народных масс. Объяснение противоречий в творчестве великого писателя дал В. И. Ленин, убедительно показавший в ряде написанных им статей о Толстом, что его творчество - «непрестанное, полное самого глубокого чувства и самого пылкого возмущения, обличение капитализма" - отражало в то же время противоречия патриархальной крестьянской идеологии, выразителем которой был Толстой. "Толстой отражает их (крестьян. Э. К.) настроение так верно,- писал В. И. Ленин,- что сам в свое учение вносит их наивность, их, отчуждение от политики, их мистицизм, желание уйти от мира, "непротивление злу", бессильные проклятья по адресу капитализма и власти денег".Революционное рабочее движение всегда было враждебно толстовству с его непротивлением злу, с его отвлечением народных масс от борьбы за свое освобождение. Но вместе с тем революционный рабочий класс всегда высоко ценил Толстого как гениального художника, который "сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых Мест в мировой художественной литературе".Л. Н. Толстой правдиво осветил всю глубину "противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс". Непревзойденные по силе и яркости, критические высказывания обычно сопровождаются у Толстого изложением его излюбленных взглядов о первенствующем значении нравственной жизни, истинной религии и т.д. Нужно, следуя указаниям В. И. Ленина, в этой чуждой нам религиозно-мистической оболочке видеть все же выражение подлинных запросов жизни, ни, которые, несмотря на все ошибки своего учения, сумел понять и с гениальной убедительностью отразить великий художник. Лев Толстой с огромной силой и остротой поставил ряд важнейших вопросов, которые не могли быть решены в условиях помещичьей, капиталистической России. Наша социалистическая действительность дает возможность их разрешения, дает повседневный действенный ответ на них.
Среди многих проблем, вошедших в поле зрение Толстого-писателя и мыслителя, вопросы здоровья людей и борьбы за это здоровье в широком смысле слова занимают видное место. Брак и взаимоотношения между полами, наследственность, алкоголизм и другие наркомании, воспитание детей - ко всем этим глубоко интересовавшим его вопросам Толстой подходил как основной для него эстетической стороны, так и точки зрения охраны здоровья. Для теоретического и практического подкрепления своих мыслей и соображений Толстой входил в близкое соприкосновение с рядом врачей, весьма дорожил их мнением по этим вопросам.
Широко распространено совершенно неправильное представление о будто бы "огульно отрицательном отношении Л. Н. Толстого к медицине и ее деятелям. Между тем Толстой относился отрицательно только к определенного рода медицине и к определенному роду врачей. Принято считать типичной оценку, вытекающую из следующей нарисованной Толстым картины: "К обеду приехал доктор и, разумеется, сказал, что хотя повторные явления не могут вызвать опасений, но, собственно говорят, положительных указаний нет. Но гак как нет и противопоказаний, то можно, с одной стороны полагать, с другой стороны, тоже можно полагать и потому надо лежать. И хотя я не люблю прописывать лекарства, но все-таки это принимать и лежать... Получив гонорар, как бы обыкновенно в самую заднюю часть ладони, доктор уехал". Приведенный отрывок представляет собой далеко не самый плохой отзыв о врачах. Имеются у Толстого отзывы более резкие, бичующие и осуждающие: - "коновалы", "дрянные обманщики", "пустобрехи" и т. д. Но достаточно вчитаться внимательно во все его отрицательные высказывания, чтобы убедиться, что такое отношение Толстого вызывают только частнопрактикующие врачи, встречавшиеся ему обычно в "высшем свете", врачи - стяжатели, сребролюбцы, при том обычно невежды, не имеющие научных интересов в своей специальности.
"Вылеченное от дифтерита одно дитя,- писал Л. Н. Толстой,- из тех детей, которые без дифтерита нормально мрут в деревне в количестве 50% и в количестве 80% в воспитательных домах, не может убедить людей в благотворности науки: Строй нашей жизни таков, что не только дети, но большинство людей от дурной пищи, непосильно вредной работы, дурных жилищ, одежды, от нужды не доживают половины тех лет, которые они должны были бы жить. Строй нашей жизни таков, что детские болезни, сифилис, алкоголизм, чахотка захватывают все больше и больше людей, что наука вместо того, чтобы распространять между людьми правильные понятия, вследствие которых сами собой уничтожались бы все эти бедствия, занимается, с одной стороны, оправданием существующего порядка, с другой стороны-игрушкам. И нам в доказательство плодотворности науки указывают на то, что она исцелила 1/1000% тех больных, которые и заболели только оттого, что наука не исполняет свойственного ей дела". Совершенно очевидно, что Л. Н. Толстой осуждал здесь не науку вообще, а "науку", приспособляющуюся к эксплуататорскому строю, повседневно подрывающему здоровье широких масс. Одновременно с опубликованием Л. Н. Толстым этих строк на Пироговском съезде было провозглашено, что "против малярии никакой хинин не поможет, пока существует самодержавие". Передовых общественных врачей, выступивших с этим заявлением, можно с таким же основанием обвинять в отрицании медицины, как и Л. Н. Толстого. Между тем, независимо от парадоксальной формы, по существу в том и другом случае ставился один и тот же вопрос о том, что медицина бессильна в условиях народной нищеты и бесправия. "Выходит так, писал Л. Н. Толстой, что главное бедствие народа, от которого происходят и распространяются, а не излечиваются болезни, это недостаточность средств для жизни. Наука вся пристроилась к богатым классам и своей задачей ставит, как лечить тех людей, которые все могут достать для себя". «Воображаемая наука врачей вся так поставлена, что умеет лечить только тех людей, которые ничего не делают". Основную задачу медицины Л. Н. Толстой видел в следующем: "Область медицины, как и область техники, лежит еще непочатая. Весь вопрос в том, как разделить время труда, как питаться, чем, в каком виде, как лучше одеваться, обуваться, противодействовать сырости, холоду, какими лучшими методами кормить детей, пеленать и т. д. именно в тех условиях, в которых и находится рабочий народ, - все эти вопросы еще поставлены". Таким образом, Л. Н. Толстой призывает здравоохранение профилактическое, массовое на смену той капиталистической медицине, которую он наблюдал в окружавшей его среде. Это никак нельзя назвать отрицанием медицины. Наоборот - это пламенная борьба за медицину, нужную народу.
В недавно опубликованном дневнике В. Ф. Лазурского, жившего долгое время в семье Толстого в Ясной Поляне, имеются замечательные строки об отношении великого писателя к врачам и медицине."6 августа 1894 года. К вечеру пришли посетили: студент-медик, бывший учитель здесь и ординатор Благоволин, оба Снегиревские ученики рассказывали о всяких операциях и других Медицинских чудесах. Лев Николаевич стал их "задирать". По его мнению, медицину лишь тогда можно будет назвать благодетельной, когда она станет популярной. Но пока она служит лишь богатым классам, то черт с ней. Это какой-то возмутитель безнравственный порядок, при котором бог купчиха, имеющая возможность выписать Шарко из Парижа, вылечивается, а жена ее дворника, страдающая такой же болезнью, даже в меньшей степени, умирает, так как никто не придет к ней на помощь. Свидетельством уважения и сердечного отношения Толстого к врачам, оправдывающим свое высокое звание, может служить собственноручная его надпись на портрете, подаренном им Тульской больнице: "Тульским врачам ото Льва Толстого". Портрет этот до сих пор висит в Тульской больнице и является гордостью ее работников. Как сообщает бывший секретарь Л. Н. Толстого Н. Н. Гусев, великий писатель после долгих возражений уступил настояниям жены, чтобы в Ясной Поляне для наблюдения за его здоровьем жил врач Д. П. Маковицкий. Однако он поставил при этом условием, что этот врач будет оказывать в то же время бесплатную медицинскую помощь всему окрестному крестьянскому населению. В своих воспоминаниях Н. Н. Гусев приводит такой факт: «Сегодня Душан Петрович Маковицкий, как это часто с ним бывает, уехал в дальнюю деревню к больному. Возвращаясь с предобеденной прогулки, около 5 часов, Л. Н., всходя по лестнице, спросил меня (я был внизу в передней):
- А Душан еще не возвращался? - Нет - Завидная его участь, - сказан Л. Н.".
Как мало вяжется такая высокая оценка врачебной деятельности с распространенным мнением об отношении Л. Н. Толстого к медицине, как к ненужному и даже вредному делу! Медицина, вызывающая осуждение Толстого, это главным образом медицина, не видящая в больном живого человека, подменяющая знакомство с условиями жизни больного, вызвавшими болезнь, изолированным лечением отдельных органов, построенном на куче механически соединенных лабораторных анализов. Медицина последних десятилетий XIX века, к которым относится творчество Л. Н. Толстого, была богата примерами одностороннего увлечения узкой специализацией, механическим разложением больного на отдельные органы, под влиянием односторонне понятого учения Вирхова об организме как о федерации клеток. Неполноценность, бесперспективность такого направления Толстой остро чувствовал, именно эту медицину он осуждал, как осуждал и тип преуспевающего врача с богатой практикой. Толстой решительно восставал против того, что у врачей наука, точнее, научная техника, заслонила больного человека. Описывая болезнь Наташи Ростовой в "Войне и мире", Толстой вскрывает, между прочим, и причины того, почему врачи были так беспомощны в определении диагноза. «Доктора ездили к Наташе и отдельно, и консилиумами, говорили много по-французски и по-немецки, и по-латыни, осуждали один другого, прописывали самые разнообразные лекарства от всех им известных болезней; но ни одному из них не приходила в голову та простая мысль...", что "каждый живой человек имеет свои особенности и всегда имеет особенную, свою новую, сложную, неизвестную медицине болезнь. Не болезнь легких, печени, кожи, сердца, нервов и т. д., записанную в медицине, но болезнь, состоящую из бесчисленных соединений страданий этих органов".
Эти мысли Толстого совершенно совпадают со взглядами лучших врачей, его современников. В разных формулировках Боткин, Захарьин и Остроумов также настойчиво утверждали, что надо лечить не болезнь, а больного. Поэтому абсолютно неверно делать из этих высказываний Толстого вывод об осуждении им медицины и врачей как таковых. Наоборот, именно потому это ошибочное направление в медицине и вызывало такую резкую его критику, что он высоко ставил подлинную заботу о здоровье людей и роль врача в обществе. Санитарно-просветительная деятельность издательства "Посредник". Отношение Толстого к вопросам охраны здоровья наиболее Ярко сказалось в обширной популяризаторской деятельности, которую развило издательство "Посредник". За короткий срок это издательство выпустило ряд книг, брошюр и листовок на санитарно-просветительные темы. Отбирал и рекомендовал работы для издания большей частью лично Толстой. «Научное содействие народу, про которое говорят защитники науки, должно быть совсем другим, " говорил Толстой. В чем же должно выразиться это содействие народу со стороны науки?» Да если бы, хотя бы малая доля тех усилий, того знания и труда, которые кладет наука на те пустяки, какими она занимается, она направила бы на установление среди людей правильных... нравственных, общественных, даже гигиенических понятий, не было бы и сотой доли тех дифтеритов, маточных болезней, горбов, исцелением которых так гордится наука, проводя это исцеление в своих клиниках, роскошь которых не может быть распространена на всех". Основная задача медицинской науки, по Толстому,- распространение в народе правильных научных сведений, чтобы не было заболеваний, коренящихся в невежестве. Эта задача и была поставлена в числе других перед издательством "Посредник".
Среди врачей, с которыми Толстой находился в творческом общении, мы встречаем: видного детского врача, одного из основоположников русской педиатрии, главного врача первой детской больницы в Москве, ныне больницы им. Филатова, Егора Арсеньевича Покровского, автора ряда антиалкогольных работ. …Подбирая лучшие работы для выпуска популярной серии "Посредника", Толстой особо отметил труды Е. А. Покровского. Помимо большого числа чисто клинических статей, доктору Покровскому принадлежал ряд популярных книг по охране здоровья детей. Он был также основателем и редактором педагогического журнала "Вестник воспитания" в течение пяти лет (1890-1895 гг.). Одна из лучших работ Покровского, результат собственных его исследований, а также материалов, собранных путем широкого распространения анкеты среди врачей и земских деятелей,- "Физическое воспитание детей у различных народов России. Материалы для медико-антропологического исследования",- очень понравилась Толстому. «Это превосходная книга для народа, - писал он в 1887 г. В. Г. Черткову. - Покровский сейчас был у нас и отдал книгу безвозмездно для распространения в народе и даже клише тех рисунков, которых в ней много". Ознакомление с этой книгой Покровского послужило началом сближения великого писателя и детского врача. В следующем году, в ноябре 1888 г., Покровский дал Л. Н. Толстому свою книгу "Первоначальное физическое воспитание детей. Популярное руководство для родителей". Особый интерес Толстого к работам Покровского - свидетельство большого значения, которое придавал Толстой вопросам детской заболеваемости и смертности, необходимости бороться с ними путем распространения в народе правильных сведений об уходе за грудными детьми. Почти одновременно Толстой отмечает в своем дневнике чтение статьи врача Португалова "Детская смертность" (газета "Неделя",? 50, 1888 г.). Судя по некоторым замечаниям в письмах к Черткову, Толстой подружился с Покровским, бывал у него на квартире, обращался к нему за советами по ряду вопросов. По-видимому, по инициативе и по предложению Л. Н. Толстого д-р Покровской переделал свою книгу в популярную брошюру для народа и передал ее Толстому. Популярная работа Покровского, как мы уже упоминали, не удовлетворила Толстого с литературной стороны, и он решил лично отредактировать ее. Одновременно Л. Н. Толстой имел в виду написать для народного журнала "Сотрудник" отдельную статью "О соске". В это же время в дневнике Толстого можно найти следующие записи: "О соске надо, надо, не писал" (16 декабря 1888 г.). "Хотел писать о соске, но заснул..." (18 декабря). "Хотел писать о соске, но не удалось" (1 января 1889 г.). Мысль о соске преследует, не дает покоя Толстому. Под соской он имел в виду жевку, бывшую действительно причиной огромной детской заболеваемости и смертности в России. Наконец, в феврале 1889 г. Л. Н. Толстому удалось заняться этой темой. И мы читаем в его дневнике: "Целое утро поправлял Покровского, до пяти" (3 февраля). "Встал очень рано, очень много работал и потом кончил Покровского... Хорошо, подъем большой сил физических и умственных. Приятно скромно, безлично работать" (4 февраля). 5 февраля по окончании работы Толстой сообщает Бирюкову: "Последние два дня я усердно поправлял статью Покровского и вписал там о соске, из которой надеюсь сделать отдельное". Таким образом, "серия книг с полезными сведениями", которые выпускал "Посредник", обогатилась брошюрой Покровского, фактически же в значительной мере Л. Н. Толстого, который провел в работе над ней целиком два дня. В брошюре почти не осталось мест, не тронутых рукой Толстого. Предложенный Покровским заголовок "Краткие наставления простому народу об уходе за детьми" Толстой изменил на более короткий и выразительный "Об уходе за малы детьми". Сделано было им также много сокращений и больших вставок. «Со всеми поправками я вполне согласен, надписал доктор Покровский на экземпляре, отредактированном Л. Н. Толстым,- все остальное предоставляю в распоряжение графа Л. Н.. Толстого". Педиатр Покровский предоставил безвозмездно в распоряжение Толстого свою работу, а великий писатель, так много потрудившийся над нею бывший по существу инициатором самого появления ее на свет, принял меры, чтобы остаться совершенно неизвестным, подобно тому, как осталось неизвестным участие Л. Н. Толстого во многих других работах, обязанных ему своим появлением на свет. Он находил большое удовлетворение том, чтобы "скромно, безлично работать". Мы приведем здесь фотокопию одного из листов рукописи Покровского и оглавление брошюры, отредактированной Л. Н. Толстым, чтобы показать, " тщательно, детально ставился в ней каждый затронутый вопрос.
Не следует думать, что поправки Толстого носили только стилистический характер, хотя отделке брошюры Покровского с этой стороны он уделял много внимания. В ряд мест Л. Н. Толстой вносил дополнения и изменения в части самого содержания. Так, например, в главе VII, где у Покровского имеется ссылка на шведскую статистику детской смертности, Л. Н. Толстой увеличивает цифровые доказательства автора, дополняет их сведениями о других странах. Некоторые дополнения, сделанные Л. Н. Толстым к тексту брошюры, являются развитием его основных взглядов. Так, например, там, где автор говорит о распространенном мнении, будто кормление ребенка грудью предохраняет женщин от новой беременности, Толстой вставляет: "Предохраняет только воздержание супругов, в то время когда женщина нужна ребенку, как кормилица: Половые отношения законны только тогда, когда от них могут произойти дети, следовательно, незаконны во время беременности и кормления". В главе "Хороши ли для ребенка качки" Толстой дополняет автора так: "Колыбели вредны и если мать хочет хорошо возрастить своего ребенка, пусть она научится обходиться без них". Последняя глава брошюры Покровского посвящена яслям в деревне, или детским питомникам, как он их называл. Е. А. Покровский так писал на эту тему: «Питомники этого рода давно уже заведены в деревнях и городах для бедного народа за границей, а благодаря некоторым заботливым земствам, например, Московскому, Пермскому, Симбирскому, Орловскому и другим, подобные питомники с каждым годом все более развиваются и в наших деревнях. Польза от них, как всякий может видеть громадная; дети в них не брошены, а преданы попечение заботливых, толковых, выбранных одобренных всем миром нянек, у которых ребенок не насидится голодный, холодный, грязный, измученный насекомыми и животными. Помогай бог нашим земствам в этом добром, христианском деле, а нашим крестьянам дай бог скорее уразуметь пользу этих питомников для их детей, и дай бог, чтобы они имели силу помогать земству в этом добром деле". В. Г. Чертков, который также читал брошюру Покровского, был, по-видимому, не согласен с автором, отрицательно относился к устройству яслей в деревне. Он решил изменить эту страницу, написал на эту тему новый текст и послал Л. Н. Толстому. Толстой начал сперва исправлять написанное Чертковым, но затем оставил это и написал ему: "Покровского заключительную страницу я попытался исправлять, но бросил и всю замарал. По-моему, нельзя этого, во-первых, потому, что это не мысль Покровского, а во-вторых, потому, что я думаю, что мысль питомников сама по себе нравственна". Редактируя VII главу брошюры Покровского, которая называется "Полезна ли соска?", Толстой начал на полях расширять аргументацию автора о вреде соски. Правка не умещалась на полях, и Толстой стал развивать свои мысли на отдельном листке, исписал его с обеих сторон. Впервые эта вставка Л. Н. Толстого в брошюру Покровского была опубликована Срезневским в 1923 г. в книге "Памятники жизни и творчества. Л. Н. Толстой", т. III. Мы приведем здесь текст и фотокопию этой вставки, принадлежащей полностью Л. Н. Толстому.
"За границей, в Англии и в других странах, где всякая мать кормит своего ребенка только грудью, не знает никаких сосок и не употребляет их, в этих странах из 100 новорожденных не доживают до года только 9, 10, 12 человек, а у нас в России из 100 новорожденных не доживают до года 33, а местами даже 60 человек. Что губит этих 20 больше лишних детей, умирающих на каждую сотню? Страшно сказать. Но это так. Погубила миллионы детей и губит еще тысячи и тысячи не что иное, как соска, как дурацкий обычай давать детям соску. Мало того, что за границей меньше мрет детей, чем у нас, в России среди татар детей мрет вполовину, а то втрое меньше. А отчего? Только от того, что у татар по закону Магомета каждая мать должна кормить ребенка не чем иным, как только своей грудью. Пора бросить этот дурацкий и жестокий обычай, губящий миллионы детей. Нечего ссылаться на дедов и прадедов, на бабок и прабабок, что они не глупее нас были, и что так велось веками, а мы станем переменять. Пора перестать говорить так; мудрость людская как была, так и есть, не в том, чтобы делать то, что предки делали. Если бы было так, то мы до сих пор бы людей ели, как наши предки. Мудрость в том, чтобы из того, что делают люди, выбирать хорошее, следовать ему, откидывать Дурное и переставать его делать. Соска, пустое дело, кажется. "Как делали бабки, так и мы, взяли тряпочку, наклали каши, пососали и сунули в рот ребенку. Что же тут плохого? И мы так росли, сосали соску. Отчего же и нашему ребенку не сделать? Бабы старухи так, как знают, так и делают". Так скажут и отец и мать про своего ребенка. Но так они могут говорить, пока они не читали, не слыхали того, что написано здесь. Не для обмана, не для своей выгоды, а из жалости и любви к людям, к святым младенцам, которых посылает нам бог и которых мы губим по невежеству. Мы могли так говорить, пока не знали, но теперь, когда знаем и знаем верно, тут спора быть не может: записано, сколько мрет детей при сосках и сколько без сосок. Оказывается, что при сосках втрое больше. Спора нет, дело ясное. И не может ни мать сунуть соску своему детищу, если она не хочет его смерти, ни отец допустить, чтобы его ребенок лежал в зыбке с тряпкой во рту, с той тряпкой, от которой половина детей должна умирать. Не то, что отец, всякий добрый человек, войдя в дом и увидя ребенка с соской, должен вынуть ее изо рта младенца и сказать матери про то зло, которое делает эта соска. Соска убила на Руси людей больше, чем чума и холера и все болезни. Надо вооружиться против нее и помогать друг другу уничтожить ее". Какая исключительная сила, ясность и убедительность в этих простых словах! Можно смело сказать, что эти страницы Толстого - образец санитарной пропаганды, не потерявший своей поучительности для многих современных авторов.
"У меня лежит прекрасная Статья доктора Алексеева "История борьбы против пьянства", - писал Л. Н. Толстой Рачинскому 9 апреля 1890 г., - и мне очень хочется написать к ней предисловие, разумеется, для образованного класса. Образованный класс в этом отношении очень необразованный". Врач П. С. Алексеев был автором многих работ по алкоголизму: "Алкоголь", "Терапия алкоголизма", "Вино и здоровье", "Чем помочь великому горю?", "Как остановить пьянство?", "О вреде употребления спиртных напитков" и т.д. Работая в провинции (Чита, Рига) помощником врачебного инспектора, доктор Алексеев поддерживал с Толстым письменное общение. На следующий день после прочтения приведенной выше "прекрасной статьи доктора Алексеева" Толстой отмечает в дневнике свою работу по вопросам о наркотиках. Ряд записей в дневнике в апреле и мае 1890 года свидетельствует о продолжающейся работе Толстого на эти темы. 10 июня 1890 г. статья была закончена и вышла в виде предисловия под названием "Для чего люди одурманиваются" к книге Алексеева "О пьянстве". Отельной брошюрой эта статья Толстого была выпущена "Посредником" в том же году. Л. Н. Толстой разбирает в этой статье физиологическое действие наркотиков и медицинскую сторону проблемы опьянения. Доктор А. М. Богомолец, участник революционных кружков, бывший в административной ссылке (жена его, член Южно-русского рабочего союза, умерла в Карской каторге после 16-летнего заключения), упоминается Л. Н. Толстым в качестве участника совместной работы по переводу с английского языка книги Е. Бернз "Об отношениях между полами. Психофизиологический очерк о половых отношениях между состоящими в браке мужчинами и женщинами". Толстой считал необходимым при переводе этой книги участие врачебной компетенции. Это видно хотя бы из надписи его на обложке: "Верно ли физиологически?» Приложение к этой книге "Письмо родителям наставникам", которое Толстой назвал "замечательным", в русском переводе было названо им "Частное письмо родителям, докторам и начальникам школ". Толстой хотел поместить этот перевод в газете "Врач", специально писал об этом Н. Страхову. Доктор В. В. Рахманов, близкий Толстому по своему участию в работе над "Крейцеровой сонатой", был им также привлечен к изданию санитарно-просветительных брошюр "Посредника". Популярные работы доктора Рахманова выходили и в других издательствах. Интересно отметить, как Рахманов, испытавший сильное влияние взглядов Толстого, разрешал вопрос об оздоровлении промышленного труда. Он жил в период начала развития промышленного капитализма в России после падения крепостного строя, был свидетелем массового искалечения пришедших из деревни рабочих на вновь возникавших предприятиях, лишенных каких бы то ни было элементов охраны труда. Доктор Рахманов видел выход из этого положения не в борьбе за улучшение условий труда, не в разъяснении новым рабочим элементарных правил техники безопасности, а... в призыве, адресованном Крестьянской молодежи, к массовому воздержанию от поступления на предприятия. «Хорошо было бы, если бы вовсе запретили делать спички из белого фосфора. Мы же в свою очередь посоветуем читателю ни в каком случае не наниматься в работники на спичечную фабрику, где он рискует либо помереть медленно, отравленный фосфором, либо остаться на век калекой... Вам, Молодым крестьянским людям, мой совет - не стремитесь в город, берегите свою душу и тело ". В этой наивной, беспомощной попытке приостановить неизбежное развитие капитализма и противопоставить ему якобы "исконно здоровую" жизнь в деревне ярко сказалась усвоенная Рахмановым реакционная сторона учения Толстого. Доктор медицины Алиса Стокгем опубликовала в 1888 г. в Америке книгу "Токология - книга для Женщины". Работа эта посвящена вопросам гигиены брака. Получив книгу от автора, Толстой ответил ей письмом, где писал, о совпадении основных положений ее работы с его взглядами и сообщал, что он рекомендовал перевести эту книгу на русский язык. Алиса Стокгем посетила Москву, Ясную Поляну и встретилась с Толстым. Л. Н. Толстой написал предисловие к русскому переводу книги Алисы Стокгем и назвал его "Токология, или наука о рождении детей". Предисловие Толстого, как и книга в целом, посвящены по существу вопросам евгеники. "Важно родителям знать, - писал Толстой, - как вести себя, чтобы без лишних страданий производить неиспорченных, здоровых детей, и еще важнее самим детям в будущем рождаться в наилучших условиях, как сказано в одном из эпиграфов этой книги: "Быть хорошо рожденным - право каждого ребенка". "Книга эта, - пишет он дальше, - названа "Токология, т. е. наука о рождении детей". Есть всякие самые странные науки, но такой науки нет, а между тем после науки о том как жить и как умирать, - это самая важная наука". «В книге этой всякая мыслящая читательница, а читательницам книга эта преимущественно предназначается, найдет прежде всего указание о том что нет никакой надобности продолжать жить также нелепо, как жили бабушки и дедушки, а что можно или должно искать лучшие пути жизни, пользуясь для этого наукой, опытом людей и своими свободными мыслями. И как первый образец такого пользования она найдет в этой книге много ценных советов и указаний, которые облегчат жизнь ей, ее мужу и детям".
Как можно видеть из вышеприведенного нами далеко не полного перечня работ Л. Н. Толстого, охватывающего только четыре года его деятельности (1887-1890), круг интересовавших его вопросов здравоохранения был достаточно широк. Он включал проблемы евгеники, борьбы с наркоманиями, половую жизнь, гигиену быта и т. д. Но самое видное место в поле зрения Толстого принадлежало тому кругу вопросов, которые в настоящее время охватываются понятием охраны материнства и младенчества. Работникам советского здравоохранения и санитарного просвещения популяризаторская, редакторская и организационно-издательская деятельность Л. Н. Толстого интересна не только с исторической стороны, - хотя и это весьма важно, поскольку речь идет о деятельности такого гиганта литературы и культуры, как Толстой. Не менее интересны разбросанные в работах Толстого отдельные замечания, касающиеся задач популяризации медицинских знаний и методики этой популяризации. В письме к своей тетке А. А. Толстой, еще в 1872 г., Л. Н. Толстой писал по поводу требований к популярной литературе: "Надо, чтобы все было красиво, коротко, просто, а главное, ясно, как француз как-то сказал - ясность - это вежливость желающего учить в отношении к своим слушателям". Очень интересно меткое замечание Толстого в письме к Рачинскому в связи со статьей доктора Алексеева об алкоголизме: "Образованный класс в этом отношении очень необразованный". С тех пор как были написаны эти строки (9 апреля 1890 г.), прошло более полувека. Гигантски выросла у нас культурность населения в городе и на селе. Однако имеется еще несомненное отставание санитарной культурности. Нередко еще можно встретить у людей, в других отношениях стоящих на достаточно высоком культурном уровне, наличие ряда пережитков санитарной некультурности. Интересны также замечания Л. Н. Толстого в дневнике о литературных недостатках работы Покровского: "Опять тот же общий недостаток всех научных знаний, обращенных к массам: или ничего не говорят (вода мокрая), или не могут говорить, потому что на разных языках говорят, разной жизнью живут"... "Очень плохо, научно наивно и бестактно". Сдвиги в улучшении качества популярной литературы по здравоохранению со времени этого замечания Толстого произошли, конечно, огромные. В значительной мере исчезло то разобщение интеллигента-автора и массового читателя, о котором говорил Толстой. Но вместе с тем, бесспорно, что умелая, тактичная популяризация встречается у нас и сейчас далеко не часто и что качество популярной литературы нуждается в значительном улучшении. Необходимо отметить также характерную черту Л. Н. Толстого как редактора - его готовность широко помогать начинающим и старым авторам, молодым литераторам и убеленным сединами специалистам. Не подавляя их своим авторитетом, терпеливо помогать в улучшении работы по содержанию и литературному оформлению, оставаясь в то же время в тени, не выпячивая своей руководящей роли. Деятельность Л. Н. Толстого в области пропаганды медицинских знаний, его работа как автора, редактора и издателя популярных книг по здравоохранению должна быть известна медицинским работникам. Вопросы охраны здоровья широких масс - не узко ведомственные вопросы. Состояние здоровья трудящихся в конечном счете является одной из главных показателей общего уровня их жизни и имеет большое общественно-политическое значение. С другой стороны, именно потому, что уровень санитарной культурности нередко еще отстает общекультурного уровня, пропаганда в этом правлении имеет особенно большое значение. Это знали и чувствовали многие великие мастера культуры. Именно поэтому мы встречаем элементы санитарной пропаганды у таких гигантов литературы как Толстой и Маяковский, хотя и весьма различные по содержанию и по форме, соответственно большому различию между писателями. Но их обоих объединяет чуткое улавливание запросов охраны здоровья широких масс и попытка посильно помочь в их разрешении. «Умер Толстой, - писал В. И. Ленин, - и отошла в прошлое дореволюционная Россия, слабость и бессилие которой выразились в философии, обрисованы в произведениях гениального художника. Но в его наследстве есть то, что не отошло в прошлое, что принадлежит будущему. Это наследство берет и над этим наследством работает российский пролетариат".