Рязанская область, сайтов: 103, персон: 73.
Актуально

Фронт работ. UZRF принял участие в инспектировании поликлиник ОНФ

Корреспонденты UZRF приняли участие в мониторинге Общероссийского народного фронта «Народная оценка качества». Члены редакции проверили четыре рязанские поликлиники: имени Н. А. Семашко, № 2, детскую № 7 и госпиталь для ветеранов войн.


2017-08-15 Автор: admin Комментариев: 1 Источник: uzrf
Публикация

«Ежели преступлю обеты свои…»

смерть Дмитрия Шемяки

Мне не раз приходилось писать и говорить о сознательном превращении, беллетристами, российской истории в почти шекспировскую трагедию, где царят средневековые нравы и никакой политический деятель или просто яркая личность не застрахованы от «кинжала и яда». По крайней мере, за последние двадцать лет усиленно муссируются версии о насильственной смерти последних Рюриковичей, Петра Великого, Н.В. Гоголя, Николая I, П.И.Чайковского, Павла Аллилуева, М.Горького, чекистов А.А. Слуцкого и В.Р. Менжинского, В.В.Куйбышева (за что расстреляли трех врачей), И.В. Сталина, банкира И.Х. Кивелиди, Ю.П.Щекочихина и т.д. Эти версии объединены по каузальному признаку: указанные исторические личности либо приняли яд сами, либо их отравили. Долго обсуждалась «лаборатория ядов» Г.Ягоды, версию о своем отравлении ртутью муссировал Н.И.Ежов (за что заплатили жизнью Я.Л. Авиновицкий и И.М. Саволайнен). Но эти версии объединены и еще одним признаком - отсутствием каких-либо доказательств. Да они и не требуются. Захотелось Э.А.Хлысталову, что бы Есенина повесили чекисты, а не сам он в тяжелой депрессии обмотал веревку вокруг шеи – пожалуйста! Но версии об отравлении тоньше: надо выдумать такой яд, чтобы симптоматика отравления полностью соответствовала бы той болезни, которой страдала жертва при жизни! Но сейчас речь пойдет о буквальном совпадении сотни лет существующей легенды и реальных событий…

Рассуждения о том, что мы (непонятно, о ком идет речь и что это за «мы»?) не знаем и не любим своей истории, вполне объяснимы: и в школе и в университете мы изучаем не историю, а сборник комментариев к ней, апологетических или злопыхательских, а чаще всего – анекдоты! Именно к первым относится особенно сейчас усиленно, даже истерически пропагандируемая мысль о том, что русский народ кроткий и богобоязненный, душевный и человеколюбивый. Его, правда, несколько испортил квартирный вопрос, происки госпожи Клинтон, но, главное – большевики! Именно они разрушили каноническое православие, которого нерушимо придерживались наши предки в незапамятные времена. Я представлю комментарий к антитезису - все было не совсем так…

Итак, начало этой истории было положено завещанием Дмитрия Ивановича Донского. Из него вытекало, что после смерти его сына, Василия I Дмитриевича, великое московское княжение должен был занять другой его сын – Юрий Дмитриевич. Но к концу царствования Василия I у него уже был наследник – сын Василий II. После смерти Великого князя Василия I реальная власть перешла в руки его вдовы Софьи Витовтовны, митрополита Фотия и боярина Ивана Дмитриевича Всеволожского. Самый влиятельный из «триумвирата» - митрополит Фотий. Он предложил Юрию Дмитриевичу присягнуть малолетнему брату, но тот отказался. С этого все и началось.

У Юрия было три сына, молодых, но самостоятельных и честолюбивых: Василий (Косой), Дмитрий Большой Шемяка (от монгольского «чимэк»- украшение, наряд. Видимо, Дмитрий любил щегольнуть), Дмитрий Меньшой (Красный – красивый). Четвертый сын, Иван, был психически болен и умер в монашестве в 1432 году. Вот главные участники этой истинно шекспировской истории. Отказ Юрия присягнуть малолетнему Великому князю произошел между февралем и апрелем 1425 года, обе стороны были настроены решительно, но сил для войны у Василия на тот момент,  не было, и он предложил заключить перемирие до Петрова дня (29 июня). Первая попытка силой утихомирить оппозиционера не удалась. До 1430 года установился хрупкий мир, во время которого на Россию обрушились эпидемии черной оспы, набеги татар и литовцев. В 1432 году, хан Золотой Орды Улу-Мухаммед выдал ярлык на великое княжение Василию II, но Юрий Дмитриевич не смирился, хотя до той поры «бегал» от московского войска в Нижний Новгород. 8 февраля 1435 года состоялась свадьба Василия с Марией Ярославной, сестрой серпуховского князя, на которую были приглашены Дмитрий Шемяка и Василий Косой. На последнем был пояс, в котором Софья Витовтовна опознала реликвию, принадлежавшую Дмитрию Донскому. Разразился страшный скандал, в результате которого братьев с позором изгнали. Разъяренные, они с удовольствием отправились весной 1433 года в поход на Москву. Войско Василия потерпело поражение в 20 верстах от Москвы, и великим князем стал Юрий Дмитриевич, который выделил Василию в удел Коломну. Через несколько месяцев Василий вернулся на престол, но 28 сентября Косой и Шемяка снова разбили его, хотя победой не воспользовались. Василий снова пошел на Юрия Дмитриевича войной, предварительно ослепив своего ближнего боярина Ивана Всеволожского. В этой истории впервые появилась эта жуткая византийская казнь. Началась гражданская война, причем обе стороны убивали и грабили своих соплеменников хуже татар! 20 марта 1434 года Юрий снова разбил Василия, занял Москву и взял в заложники мать и жену Василия и снова «поимел» его казну. Юрий попытался ввести единодержавие и даже провел денежную реформу, но 5 июня 1434 года скоропостижно умер (возможно, что и отравили). Теперь амбиции взыграли у Василия Косого, который объявил себя наследником! Игра страстей дополнялась запутанной системой престолонаследия: Юрий Дмитриевич отстаивал родовой принцип – от брата к брату, Василий I – семейный – от отца к сыну. Как же повели себя православные и боголюбивые князья в этой пикантной ситуации? Время и напористость решали многое, но не все. Василий Косой, захватив власть, неожиданно нашел в Шемяке и Красном противников! Почему, историки ответа не нашли. Братья предпочли свергнутого Василия II. Через месяц «Косой»  бежал из Москвы, прихватив с собой в качестве заложницы жену Василия II. Снова начались рейды враждующих князей по городам и весям, сопровождаемые насилием, кровопролитием и разбоем. 14 мая войска Василия II одержали верх, Косого доставили в Москву и 21 мая ослепили…Умер он в 1447 или 48 году. Это был настоящий авантюрист, обладавший задатками крупного полководца, переоценивший, однако, свои силы и растерявший союзников. Но у него оставались еще братья…

Великий князь не только отнял у Шемяки земли, считавшиеся родовыми, но и существенно ограничил его суверенитет, хотя до войны пока не дошло. На Руси, в то время, потеряли счет набегам татар, тут уж не до войны. 7 июля 1445 года, под Суздалем, Василий II с объединенными русскими войсками потерпел поражение от казанского войска, под командованием сыновей Улу-Мухамеда Махмуда и Якуба. В результате сам Василий II и его двоюродный брат М.Верейский  были взяты в плен и отвезены в Орду. Власть в Москве перешла к Дмитрию Юрьевичу Шемяке. Он хотел просить ярлык на великое княжение, но татары (видимо, за «откат») неожиданно отпустили Василия (1 октября 1445 года). Точных данных об условиях освобождения нет, однако, это была большая сумма, и ряд городов были отданы татарам. Также по условиям этого кабального договора, по мнению некоторых источников, было создано в пределах России, в Мещере, Ханство Касимовское, первым ханом которого стал Касим, сын Улу-Мухамеда. Шемяка от греха смылся в Углич, но не смирился, а затаил злобу на кузена.

…В начале февраля 1446 года Василий отправился на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. Шемяка захватывает Москву и снова (бедные женщины!) берет в заложницы мать и жену Василия, а его самого в эту же ночь захватывают в Троице. 16 февраля ночью от имени Дмитрия Юрьевича Шемяки, И.Можайского и Б.Тверского, которые велели ему сказать: «Для чего любишь татар и даешь им русские города на кормление? Для чего серебром и золотом христианским осыпаешь неверных? Для чего изнуряешь народ податями? Для чего ослепил брата нашего, Василия Косого?» Церемониться, как говорит летопись, с ним не стали: «…положи доску на персях его среди монастыря и ослепиша его, и вину возложиша на него». Говорити после этого о необыкновенной приверженности жителей средневековой Руси к христианской вере: ослепить законного государя, помазанника Божьего, в главном святом месте страны, недалеко от мощей Сергия Радонежского! Чего уж удивляться расправе над Николаем Вторым!

Слева в верхнем углу сцена ослепления Василия II

              Слева в верхнем углу сцена ослепления Василия II

Шемяка проводит денежную реформу (он был даже изображен на монетах) и вызывает к себе рязанского архиепископа Иону , которому  обещает  пост митрополита, если он привезет из Мурома детей Василия, клятвенно пообещав отпустить их отца. Иона совершил крестное целование, пообещав боярам, что с детьми ничего не случится, но Шемяка, тут же, отправил их в заточение вместе с отцом! Иона занял пост митрополита (хороши иерархи православной церкви, так легко идущие на клятвопреступление!). Непрочность положения заставила Шемяку фарисейски помириться с ослепленным братом и отпустить того в Вологду. Слепой Василий, однако, не смирился и уже 17 февраля 1447 года победителем вошел в Москву, где заложницей все еще оставалась его мать. Жестокая и бессмысленная война продолжалась. 27 января 1450 года столица Шемяки - Углич была взята войсками великого князя. Шемяка бежал в Великий Новгород. Два года он еще баламутил Северо-запад Руси, подбивая князей на борьбу с Москвой, но безуспешно. « Жизнь при великокняжеских дворах брала свое. Одни владыки отходили в царство теней. Кто-то женился. Нарождалось новое поколение князей, которые еще не скоро станут вмешиваться в ход большой игры за власть»,- пишет историк. Военная лихорадка закончилась, но Шемяка еще этого не понял. Но о нем в Москве не забыли. Несмотря на траур по умершей 5 июля 1452 года, много претерпевшей от Шемяки, матери великого князя, секретная служба работала четко. Летом 1452 года в Новгород из Москвы приехал дьяк Степан Бородатый, «который и летописцы знал хорошо и дело исправлял изрядно». Он-то и передал или боярину Ивану Котову или посаднику Игнатию Борецкому привезенный с собою «гостинец». Они отыскали повара Шемяки, по прозвищу «Поганка». Тот и поднес отраву князю «в куряти» (в курице). Проболев 12 дней, 14 июля 1452 года Шемяка умер. Интересно, что болезнь его напоминала дизентерию или холеру, причем в интенсивной форме. Узнав 25 июля от дьяка Василия Беды о смерти своего непримиримого противника, великий князь «изъявил нескромную радость». Так говорит летопись. Не все современники верили в отравление Шемяки, хотя Поганка покаялся в содеянном, и даже, пытался, в искупление грехов, постричься в монастырь. Но объективных доказательств не было, была какая-то страшная сказка, которая существует в двух вариантах:«…того же лета 1453 в Новгороде Великом преставился князь Дмитреи Юрьевичь Шемяка; людская молва говорит, что будето сь  отравы умер, а привозил с Москвы Стефан Бородатыи дьяк к Исаку к посаднику Богородицкому,а Исак деи подкупил княжа Дмитреева повара именем Поганка, тъи же дасть ему зелие в куряти. И пригна с вестью на Москву к великому князю Василеи Беда подъячеи; князь же велики пожаловал его дьячеством, и прорекоша ему люди мнози, яко ненадолго будет времени его, и по мале сбысться ему»;

«…того же лета посла великий князь Стефана Бородатого в Новгород с смертным зелием уморити князя Дмитрея. Он же приеха в Новгород к боярину княже Дмитрееву Ивану Нотову  и поведа ему речь великого князя; он же обещася, якоже глаголет Давид: яды хлеб мой възвеличи на мя лесть; призва повара на сей совет. Бысть же князю Дмитрею по обычаю въсхоте ясти о полудни и повеле себе едино куря доспети. Они же оканнии смертным зелием доспеша его и принесоша его пред князь; и яде не ведый мысли их; не случи же ея никому дати его. Ту же разболеся, и лежа 12 дней преставися; и положен бысть в церкви святаго мученика Егория в Новегороде»..

…Прошло пятьсот лет. Летом 1987 года в Софийском соборе Новгородского Кремля проводились реставрационные работы, во время которых был вскрыт надежно атрибутированный саркофаг Дмитрия Шемяки. Археологи были поражены: перед ними лежали нетленные мощи! Хорошо сохранились волосы и борода, мышцы всего тела, печень, селезенка и почки! Зная версию об отравлении, археологи пригласили судебных экспертов. Они установили, что ткани грудной клетки Шемяки содержали 0,019 мг мышьяка на грамм ткани, правая почка с окружающими тканями 0,013 мг, содержимое брюшной полости 0,033 мг (!), печень - 0,013, кости - 0,022 мг. Шемяка был напичкан мышьяком, притом, что каменный саркофаг был расположен выше уровня земли, что исключало поступление мышьяка из нее. Пыль саркофага не содержала и тысячной доли этого количества. Эксперты пришли к выводу, что Шемяка погиб от желудочно-кишечной формы отравления мышьяком. Были найдены также следы сурьмы (тогда не могли очищать мышьяк от примесей), которая дает сходную картину интоксикации. Этим, кстати говоря, объясняли хорошую сохранность тела Шемяки. За 12 дней болезни, при постоянной рвоте и диаррее,  Шемяка совершенно обезводился, что способствовало быстрой мумификации тела.

…Каждый раз, предавая великого князя, Шемяка клялся (шесть раз!): «Ежели преступлю обеты свои, да падет на меня кара Божья». Кара его постигла, да не та…Позже Шемяку церковь предала анафеме, но «святых» князей на Руси в XV веке вообще было немного. Вот и врага Шемяки, великого князя Василия, в монахи постригать отказались и похоронили, вопреки всем правилам, в воскресенье…

Николай Ларинский, 2012


2012-01-27 Автор: Larinsky_N.E. Комментариев: 0 Источник: UZRF
Комментарии пользователей

Оставить комментарий:

Имя:*
E-mail:
Комментарий:*
 я человек
 Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ
«О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия Пользовательского соглашения
Логин: Пароль: Войти