Манера очищать кожу даже от небольших волосков пришла в Европу (а следом за ней и в Россию) от участников крестовых походов. Рыцари быстро оценили преимущества такой процедуры — сперва чисто гигиенические. В условиях жаркого климата и дефицита воды волоски на коже являются своеобразными «сборниками» грязи, потовых выделений и т. д. Это ведет к возникновению раздражений и воспалений кожи, потертостей и прочих неприятных моментов.
Цветок белой ромашки выбран эмблемой борьбы с туберкулезом в 1911 году по инициативе Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом.
Идея Дня Белого цветка родилась в Швейцарии. Примерно в 1900 году на улицах Женевы впервые появились юноши и девушки с лотками, усыпанными белой ромашкой. Они продавали цветы и собирали пожертвования, после чего все средства направляли в противотуберкулезные организации. Первый официальный День Белого цветка прошел в Швеции 1 мая 1908 года, после чего идея проводить акции с по продаже ромашек перешла в Норвегию, Финляндию, Данию, Германию и другие страны Европы. В Дании и Норвегии право продажи цветка являлось монополией противотуберкулезных обществ. Чтобы справиться с эпидемией туберкулеза, на улицах городов за благотворительные пожертвования давали листовки о профилактике заболевания и букеты белых ромашек. Так ромашка стала эмблемой борьбы с туберкулезом, символом антитуберкулезных кампаний.
В России День Белого цветка впервые прошел 20 апреля 1911 года. Праздник «Белый цветок жизни» — это день бескорыстия, людской доброты и любви к ближнему. Больным он дает надежду на исцеление, тем, кто помогает, — возможность проявить свои лучшие человеческие качества.
Главным мероприятием в День Белого цветка был сбор пожертвований на улицах Москвы и Петербурга, где гуляли парочками нарядно одетые девушки с корзинками белых ромашек и юноши с кружками для пожертвований. Это было и красиво и надежно. Как только жертвователь опускал деньги в кружку, молодые люди дарили ему белую ромашку. Цветы могли быть как живыми, так и искусственными. Всякий, кто вносил свою лепту в благое дело, мог быть уверен, что она попадет в надежные руки и будет использована по назначению.
На московском празднике в Марфо-Мариинской обители в 1911 году, куда пришло более трех тысяч москвичей и гостей столицы, собирали средства на создание детского хосписа. В результате на новый проект службы «Милосердие» из необходимых четырех миллионов рублей было собрано около двух. С соизволения императрицы Александры Федоровны, жены Николая II, белую ромашку продавали цесаревич Алексей и великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Хорошо известна фотография, запечатлевшая императорских детей в Итальянском дворике Ливадийского дворца. Они позируют фотографу перед тем, как отправиться из имения в город, чтобы собирать средства на борьбу с туберкулезом.
Особенно красочно и торжественно праздник проходил весной 1912 и 1914 годов в Ливадии — любимом южном имении императорской семьи, которая во время пребывания здесь была активным организатором и участником праздника. «Представим себе теплый апрельский день в Ялте: сверкающее море, бездонное голубое небо, цветущие глицинии, фиалки, сирень, — пишут авторы книги «Романовы и Крым» Николай Калинин, Марина Земляниченко. — Но в этот день главным цветком стала маленькая ромашка, гирляндами которой увиты высокие шесты в руках молодых женщин и детей, одетых во все белое. Венчают шесты зеленые пышные банты и маленькие щитки с крестом и надписью «На борьбу с чахоткой»…(чахотка — устаревшее название туберкулеза легких. — прим. ред.) Плата за ромашки добровольная и посильна для каждого — от копеек до десятков рублей».
Первая публикация о таком празднике в Москве появилась 20 апреля 1911 г. Через год День Белой ромашки было решено провести и в Рязани. Газета «Рязанский вестник» активно освещала мероприятие по сбору средств на борьбу с туберкулезом. 19 апреля 1912 года в издании появился подробный рассказ об организации сбора средств, а также статья врача П.Э. Штейнлехнера о туберкулезе. 20 и 21 апреля выпуски были полностью посвящены этим событиям. Редакция призывала читателей не пожалеть несколько медяков на покупку цветка, ставшего символом борьбы с тяжелой болезнью. В результате 22 апреля корреспондент газеты «Рязанский вестник» сообщил: «…экзамен на общественность выдержан нами блестяще! <…> Мы приобщились ко всей России, в то время как до 20 апреля мы были «притчей во языцех», служа образцом косности». Проведение четырех последующих Дней Белой ромашки также сопровождалось подробным освещением организации мероприятия, призывами покупать цветы, статьями рязанских врачей о борьбе с туберкулезом. Появились стихи, написанные к празднику, впечатления участников мероприятия, рассказывавших как сентиментальные истории о последних копейках от школьников и рабочих, о пожертвованиях некоторых священников с отказом взять сам цветок, так и о жадности купцов, о выходках воров и фальшивомонетчиков.
В целом описания Дней Белой ромашки проникнуты большим воодушевлением и радостью участников от приобщения к общероссийскому движению. Как сообщил в марте 1913 года «Вестник Рязанского губернского земства», местным медицинским сообществом 24 марта была открыта в городе Рязани бесплатная амбулатория для больных туберкулезом. Денежные средства на нее были собраны в День Белого цветка — 20 апреля 1912 года. С 26 марта по 21 апреля 1913 года врачами амбулатории было принято 136 больных, выдано 94 рецепта на бесплатное получение лекарств, фельдшер и медсестра посетили 32 больных на дому. Также в газетном отчете говорилось о том, что задачами медицинского сообщества являются поддержание и расширение деятельности лечебницы-амбулатории, продолжение ее попечительской деятельности, заключавшейся в бесплатном питании больных, снабжении их одеждой, распределении в лечебницы, санатории, на дачи и пр.; устройство под Рязанью санатория, летней колонии и развитие просветительской деятельности по туберкулезу. 24 апреля 1913 года Рязанским медицинским обществом была организована продажа цветка белой ромашки в пользу больных туберкулезом. Общий сбор составил 3077 рублей 26 копеек.
В настоящее время все мировое сообщество озабочено ухудшением эпидемической ситуации по туберкулезу. Проводится комплекс мероприятий, направленных на предупреждение распространенности туберкулеза, снижение заболеваемости, инвалидности и смертности от данной патологии.
Активная профилактическая работа, своевременное проведение флюорографических осмотров, широкое информирование населения являются действенными мерами в борьбе с палочкой Коха. Поэтому во многих странах, в том числе и России традиции «Белой ромашки» возродились.
nic
В России весь XIX век - настоящая пандемия туберкулеза, который не щадил и представителей императорской фамилии (мы писали об этом - императрица Мария Федоровна (которую консультировал С.П.Боткин), великие князья - Николай (несостоявшийся Николай II) и Георгий (умерший в Абастумани от легочного кровотечения). В 1912 г. на учете в России было 800000 больных легочными и внелегочными формами. Чехов и Добролюбов, Белинский и С.Надсон убиты ТБС. Да и первая треть XX века (по сути половина - до появления на черном рынке американского стрептомицина: И.Ильф и М.Чуковская, Александр Беляев и Вадим Шершеневич (друг Есенина, "главный имажинист")- жертвы туберкулеза. У нас все усугублялось жуткой бедностью, скученностью -(больные открытыми формами сплошь и рядом жили как у В.Высоцкого: "На тридцать восемь комнат там всего одна уборная") и голодом (тогда туберкулез было принято "заливать жиром" - усиленно кормить, давать барсучий жир и т.д.). Прав был Р.Кох: "Туберкулез - слезы бедности, выплаканные внутрь"...
Дата: 2013-04-08 11:36:36