Калининградская область, сайтов: 100, персон: 73.
Актуально

Отбеливание зубов: за и против

«Отбелите мне, пожалуйста, зубы!» — такая просьба сейчас не вызывает удивления ни у одного стоматолога. С середины XX века с легкой руки великолепной Мэрилин Монро белоснежная улыбка прочно вошла в моду. Как известно, спрос рождает предложение: поскольку похвастаться естественной белизной зубов могут немногие, было изобретено немало способов заставить зубы сиять чистым белым цветом.


2018-10-22 Автор: admin Комментариев: 0 Источник: UZRF
Публикация

Николай Ларинский. «Просто сумасшедший или очень талантливый?»

Что общего может быть между живописью и медициной? Не спешите с ответом. Спешите прочитать новую статью Николая Ларинского посвященную выдающемуся художнику Иерониму Босху. С точки зрения врачебного искусства можно разглядеть новые грани таланта одного из самых великих и загадочных живописцев прошлого. Взгляните на неординарную личность под непривычным углом зрения и, возможно, что сам мир предстанет пред вами в новом свете.

Помню, в семидесятых годах было модно щегольнуть оригинальностью. Для этого надо было слушать музыку Баха, читать «самиздатские» книжки и говорить всем, что из художников мне больше всего нравится…Босх! Причем именно говорить, поскольку Интернета тогда не было, а уж увидеть подлинные творения великого мастера никто и мечтать не мог, их и сейчас-то даже очень состоятельные люди не увидят, поскольку они принадлежат по большей части частным коллекционерам, но сейчас есть Интернет! 

Иеронимус (Хиеронимус) Антонис Ван Акен (Эйкен) (1450/60-1516) – таково подлинное имя этого человека. Иероним Босх – псевдоним. Известно о нем мало, немного же, право слово, найдется столь видных личностей в истории, чья дата рождения неизвестна, а год рождения указан в пределах десятилетия! Известно, что он был потомственным живописцем: его дед, отец и братья отца были живописцами. Мало того, его стиль настолько оригинален, что утверждается, что ни учителей, ни учеников у Босха не было! Известное сходство, по мнению искусствоведов имеют с работами Босха картины братьев Ван Эйк, Дирка Боутса, Р. Ванн дер Вейдена и Р. Кампен. Это предтечи. А последователь тоже велик – Питер Брейгель Старший! Сейчас в моде всякие не очень понятные обывателю словечки, в коей связи Босха величают первым сюрреалистом.

Босх родился и прожил всю жизнь в городе Хертонгебосе (отсюда псевдоним – «Иероним из Боса»). В городе до сих пор сохранился собор Святого Иоанна, стены которого расписаны в глубокую старину, причем весьма оригинально. Одна из фресок собора приписывается деду Босха. Босх удачно женился и был уважаемым горожанином, членом Общества (Братства) Богородицы.

Любопытно, что сюжеты многих его работ в то время иначе как богохульными не воспринимались, однако ничего не известно о каких-либо преследованиях художника со стороны церкви. Мастерство Босха было оценено современниками, от отсутствия заказов он не бедствовал. Примечательно, что популярным Босх был в странах, отличавшихся особо мрачной и исступленной религиозностью - в Испании и Португалии. Тема расплаты за грехи, столь частая в работах Босха – как нельзя лучше пришлась ко двору в этих странах (Испания – подлинный центр европейской инквизиции). В спальне самого свирепого монарха того времени, испанского короля Филиппа II висела одна из работ Босха. Говорят, что Босх оставил свой портрет на картине «Поклонение волхвов». А вообще-то Босха воспринимали по-разному, кто чудаком и оригиналом, кто еретиком, кто скрытым антиподом тогдашней католической церкви. Не знаю, как насчет остального, а вот оригинальности у Босха с избытком. Никто из великих художников, близких по времени творчества (Дюрер, Микеланджело, Рафаэль) и близко не стоял к Босху по мрачному, мизантропическому восприятию человека. С симпатией он изображал только Иисуса Христа и Богоматерь, да еще святых. Человек у него ужасен и ничтожен одновременно. Он гадок и отвратителен. На два века о Босхе забыли. Работы его широко не выставлялись, да и были они «на любителя».

 

Только в конце позапрошлого века Босхом занялись искусствоведы и…психиатры. Это шло параллельно. И те и другие пытались понять и как-то объяснить его творчество. Первые работа Босха (если верна датировка) были еще понятны зрителям, а потом пошло-поехало, фантастичность и иррациональность стали нарастать как снежный ком: картины Босха стали использоваться как иллюстративный материал для учебников психиатрии. Что лучше могло продемонстрировать студентам галлюцинации или онейроидное состояние? В начале творчество Босха было разнообразным: росписи церквей, изготовление витражей, работы над церковной утварью. Потом осталась только живопись, но какая! Исследователи едины в том, что если первые работы Босха должны были быть понятны зрителям, то в дальнейшем они стали фантастичны и иррациональны (интересно, а как воспринимали их современники?) Растущие из головы цветы, черт, держащий зеркало, в которое смотрится кокетка, виселица и   устройство для казни колесованием на гротесковой картине – вот детали, появляющиеся на ранних его работах. Второй особенностью исследователи называют выражение лиц героев его работ: равнодушные, не от мира сего, волхвы; люди почти со звериными мордами, окружающие Христа и т.д. Босх разоблачает, обличает, развенчивает. Кажется, что он смакует страшные наказания за человеческие грехи: варящиеся в расплавленном золоте скупцы, страшные ящеры, лезущие на постель к прелюбодеям и т.д. Картина адских мук впечатляющая! А возьмите «Воз сена» Босха. Это настоящее раздолье для трактовки «рисунков сумасшедшего»! Психиатры любят это тест – «нарисуйте животное»! Обычный человек нацарапает что-то похожее на собаку, а пациент с больной психикой такого «тяни-толкая» изобразит! Напомню вам стихотворение П.Антокольского:


ИЕРОНИМ БОСХ

Я завещаю правнукам записки,

Где высказана будет без опаски

Вся правда об Иерониме Босхе.

Художник этот в давние года

Не бедствовал, был весел, благодушен,

Хотя и знал, что может быть повешен

На площади, перед любой из башен,

В знак приближенья Страшного суда.

 

Однажды Босх привел меня в харчевню.

Едва мерцала толстая свеча в ней.

Горластые гуляли палачи в ней,

Бесстыжим похваляясь ремеслом.

Босх подмигнул мне: "Мы явились, дескать,

Не чаркой стукнуть, не служанку тискать,

А на доске грунтованной на плоскость

Всех расселить в засол или на слом".

 

Он сел в углу, прищурился и начал:

Носы приплюснул, уши увеличил,

Перекалечил каждого и скрючил,

Их низость обозначил навсегда.

А пир в харчевне был меж тем в разгаре.

Мерзавцы, хохоча и балагуря,

Не знали, что сулит им срам и горе

Сей живописи Страшного суда.

 

Не догадалась дьяволова паства,

Что честное, веселое искусство

Карает воровство, казнит убийство.

Так это дело было начато.

Мы вышли из харчевни рано утром.

Над городом, озлобленным и хитрым,

Шли только тучи, согнанные ветром,

И загибались медленно в ничто.

 

Проснулись торгаши, монахи, судьи.

На улице калякали соседи.

А чертенята спереди и сзади

Вели себя меж них как Господа.

Так, нагло раскорячась и не прячась,

На смену людям вылезала нечисть

И возвещала горькую им участь,

Сулила близость Страшного суда.

 

Художник знал, что Страшный суд напишет,

Пред общим разрушеньем не опешит,

Он чувствовал, что время перепашет

Все кладбища и пепелища все.

Он вглядывался в шабаш беспримерный

На черных рынках пошлости всемирной.

Над Рейном, и над Темзой, и над Марной

Он видел смерть во всей ее красе.

 

Я замечал в сочельник и на пасху,

Как у картин Иеронима Босха

Толпились люди, подходили близко

И в страхе разбегались кто куда,

Сбегались вновь, искали с ближним сходство,

Кричали: "Прочь! Бесстыдство! Святотатство!"

Во избежанье Страшного суда.

П.Антокольский, 1957 

Психиатры считают, что П.Антокольский погорячился. Не был веселым Бросх! Мрачное напряжение, отвращение к человеческим страстям и порокам, напоминание, что за грехи придется платить. «Мир зрелого Босха – это мир уродливых людей и невообразимых чудищ, творящих непотребства на фоне разрухи и пожарищ». Ад Босха – это фантасмагоричные персонажи, (напомню, что фантасмагория — причудливая картина, рисующаяся человеку в его болезненно-расстроенном воображении.) , чаще отвратительные: головоногие монстры в шляпах и сапогах,рыбы с ногами, пожирающие деревья, какието ужасные утконосы.

И все они, как в «Вие» Гоголя истязают людей самыми невообразимыми способами. То появляются «гибриды» животных и деревьев, какие то огромные уши, проткнутые стрелой, кувшин на лошадиных ногах и горлышком в виде ануса…»Веселенькая» компания! Наверное, самые искушенные психиатры смогли бы как-то трактовать многие работы Босха, но, скорее всего, никакому разумному толкованию они не подлежат, только больная психика… Некоторые его работы выглядят как декорации к каким-то фантасмагоричным постановкам, но подобного театра тогда быть не могло. А потом произошло превращение, причем очень любопытное: общий сюжет его картин оставался понятным, но преобладают какие то ужасные сцены с отвратительными, но здоровой психикой невообразимыми чудищами. Если это абстракция – то болезненная, если плод мышления – то парадоксального. Персонажи Босха равнодушно-холодны ко всему ужасному, что с ними происходит и абсолютно разобщены, как персонажи сумасшедшего дома времен Бедлама. Некоторые картины Босха напоминают онейроидное состояние: кульминационную точку острого фантастического бреда. Это обилие ярких, чувственных, как бы зримых фантастических переживаний, в которых художник был не зрителем, а участником.

Психиатры говорят даже о развитии манихейского бреда (борьба злых и добрых сил вокруг самого больного), который очень хорошо запоминается и может быть воспроизведен в виде картин. Врубель и Чюрленис – ярчайшие онейроидные художники. Другая важная особенность картин Босха – отсутствие «воздуха». Там нет ни сантиметра свободного пространства и многие его персонажи изображены как бы в состоянии кататонического ступора. У позднего Босха  нечистая сила сменяется озверевшими людьми, неприкаянными и мятущимися личностями…Для своего времени Босх прожил много – 60 лет. О диагнозе его, естественно, можно говорить лишь предположительно. Одни психиатры начисто отрицают наличие патологии (относя все к творческому своеобразию), другие говорят о наличии шизофрении. «Могло бы состояться такое гениальное, необычное творчество без вмешательства психической болезни? Скорее всего – нет. Это был бы другой Босх, а может никакого Босха и не было бы». Иллюстрация на тему таланта и «бионегативности». Как бы то ни было, а чем то Босх привлекал, привлекает и будет привлекать.

Н.Ларинский, 2006-2011 гг.

 

 


2011-11-03 Автор: Larinsky_N.E. Комментариев: 1 Источник: UZRF
Комментарии пользователей

Антон

Интересные статьи на uz-rf.com

Дата: 2011-11-03 12:50:51

Ответить

Оставить комментарий:

Имя:*
E-mail:
Комментарий:*
 я человек
 Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ
«О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия Пользовательского соглашения
Логин: Пароль: Войти