Редакция портала Учреждений здравоохранения Российской Федерации uz-rf.com продолжает свою рубрику «Спрашивали — отвечаем».
Вспышки ООИ в Москве
…Прошло двадцать лет. Давняя трагедия 1939 года уже позабылась, да широко о ней никто и не оповещал. Прошел XX съезд, разоблачили Сталина, отсидел по «делу врачей» и вышел Я.Л.Раппопорт, умер всех орденов кавалер И.Г.Лукомский, возглавил Советский Красный Крест Г.А.Митерев, а другие участники этой истории (те, что остались живы) трудились на благо социалистической родины и помалкивали, от греха, как вдруг эпидемиологическое спокойствие столицы вновь всколыхнулось. Да еще как!
II. 1959 г. Натуральная оспа.
Предыстория такова: жил в Москве художник, заслуженный деятель искусств, дважды лауреат Сталинской премии, Алексей Алексеевич Кокорекин (1906-1959). Художник так себе, уж точно не Гойя и даже на П.Федотов, но патриот до мозга костей, настоящий коммунист. Рисовал плакаты (образчики их я привожу в тексте) и пользовался полным доверием власти и жены. И угадал его черт согласиться на туристическую поездку в Индию. А до этого он собирался ехать в Африку, но тогда не так, как сейчас: собрался и поехал (полетел). Нет уж, раз регион эпидемически неблагополучный, будьте любезны привиться. И в феврале 1959 года Кокорекина привили, но прививка не удалась, а отметка в прививочной карте осталась. Поэтому перед отлетом в Дели его не привили…В погоне за экзотикой он в Индии не только приобрел немало сувениров, но и ухитрился побывать на кремации умершего неизвестно от чего брамина, и приобрел оставшийся после того ковер. После этого, полный впечатлений и подарков, благополучно вернулся домой. Как гласит легенда, он не сразу вернулся домой… 75-местный самолет прибыл на сутки раньше, чем значилось в визе и Кокорекин, как один из героев Булгакова, отправился к некой интимной знакомой и провел у нее сутки, а заодно и оставил у нее часть сувениров, а уж потом на крыльях любви полетел в родимый дом. Свою долю подарков получила и жена, и другие домочадцы. Поразительно, что все это позже «раскрутили» сотрудники КГБ СССР! Дальше я вынужден оставить сарказм и стать серьезным.
Итак, Кокорекин после двухнедельного пребывания в Индии 22 декабря 1959 года возвращается в Москву. Самолет делал посадку в Ташкенте. Как уже говорилось перед поездкой в Индию Кокорекин от оспы не прививался, так как инструкция Министерства здравоохранения СССР от 1956 г. не требовала этого для недавно привитых. 23 декабря, уже будучи в Москве, художник почувствовал недомогание и 24-го обратился в поликлинику, где был поставлен диагноз: «грипп», с указанием, что зев чистый. 25-го последовал диагноз: «риккетсиоз» и были назначены антибиотики. К вечеру состояние резко ухудшилось. 26-го появилась сыпь на животе и груди, что вызвало подозрение на сыпной тиф. Продолжали лечение антибиотиками. 27-го температура 37,8°, обнаружены кровоизлияния в склере и в носоглотке, а также кровь в мокроте. Лицо красное, артериальное давление 100/80 мм рт. ст. В тот же день инфекционист, приглашенный для консультации, направил больного в Боткинскую больницу с диагнозом «токсический грипп и капилляротоксикоз (медикаментозная сыпь лекарственного происхождения)». 28-го в инфекционном отделении больницы имени Боткина врачи снова отметили кровоизлияние в склере, отечность конъюнктив и множественные экстравазаты кожи. Состояние продолжало ухудшаться. Артериальное давление 100/40. Обращают на себя внимание кровоточивость и резко выраженный агранулоцитоз. В ночь на 30 декабря больной умер. Работавший в больнице им.Боткина Ю.В.Шапиро вспоминал: «Старшего дежурного хирурга Алексея Акимовича Васильева,в бригаде которого я дежурил в эти сутки, вызвали на консультацию в инфекционное отделение к Кокорекину, на предмет наложения ему трахеостомы в связи с нарушениями дыхания . Васильев, осмотрев больного ,решил, что трахеостому накладывать не нужно и ушёл в неотложку. К утру больной затяжелел и умер». Перед этим к нему вызвали терапевта, доктора Соловья, который, как и Россельс у Берлина, выстукивал и выслушивал, но ничего не понял и также как Россельс попал потом в карантин на Соколиной горе! Все повторяется! При внешнем осмотре трупа Кокорекина патологоанатомы (Н.А.Краевский) заподозрили геморрагическую форму чумы. Ввиду этого при вскрытии был соблюден соответствующий режим. Подозрение усилилось после бактериоскопического обнаружения в мазках из органов и крови биполярной палочки. Кремация прошла с соблюдением предосторожностей, предусмотренных при особо опасных инфекциях. Исследование трупного материала, взятого при вскрытии, производилось в Московской центральной противочумной наблюдательной станции, и предположительный диагноз «чума» 31 декабря был отвергнут. В тот же день были отменены все ограничительные меры в отношении лиц, имевших контакт с Кокорекиным, его вещами, а также с трупом. Исследования прекратились…А теперь слово очевидцу событий.
В терапевтическом отделении Боткинской больницы во время произошедших после смерти Кокорекина событий дежурил тогда клинический ординатор, а теперь профессор Норберт Александрович Магазанник. Вечером медсестра доложила, что у одного из больных внезапно поднялась температура до 40 0 С. Суставы и легкие без особенностей, катаральных явлений нет,- констатировал молодой ординатор, но у больного митральный порок, да еще и диастолический шум на аорте и в точке Боткина. Селезенка не увеличена, узлов Ослера нет, сыпи тоже, но Магазанник был уверен, что это подострый септический эндокардит! Он бестрепетно назначил в/м и в/в пенициллин в максимальной дозе, и температура нормализовалась, но появилась сыпь, которую расценили как аллергическую реакцию на пенициллин. Больного осмотрел доцент 2-0й кафедры терапии ЦОЛИУВ, клинической базой которой было это отделение, Александр Павлинович Никольский. Он-то и решил, что это аллергия. Больной лежал оглушенный, весь покрытый громадным количеством гнойничков, которые сочились, пропитывая экссудатом белье. Палата была крошечной, но в ней стояло шесть коек и все были заняты! Никаких перчаток, конечно, никто не применял! Тем временем, в другом корпусе Боткинской больницы заболел 65-летний доцент кафедры оториноларингологии Т.. У него появилась «ветряночная» сыпь и все удивлялись, ведь после тридцати ветрянкой не болеют! И вдруг кому-то пришла в голову мысль, а уж не натуральная ли это оспа? И вот тут-то вдруг вспомнили и про умершего Кокорекина. Ведь диагноз чумы отвергли, а говорили о каком-то неясном «васкулите» и приглашали к нему разных специалистов. Его смотрел и один из терапевтов, который сам не заболел, но перенес инфекцию тому больному, которого консультировал Н.А.Магазанник! К этому случаю заболевания снова было приковано внимание органов здравоохранения, когда 13 января 1960 г. стало известно о заболевании 3-х человек, имевших контакт с Кокорекиным : упомянутого врача-отоларинголога Т., , санитарки больницы, а также художницы Н. Последняя посетила Кокорекина на дому после его возвращения из Индии. Уж не ее-то молва назвала подругой несчастного художника?15 января 1960 г. инфекционисты назначенной Минздравом СССР комиссии осматривают всех этих больных, а также еще одну - кастеляншу больницы. Комиссия констатировала, что у врача Т. тяжелая форма натуральной оспы, а у остальных трех - вариолоид с единичными высыпаниями (Н.А.Магазанник пишет, что кроме больного Т. трое других умерли). Последние были своевременно привиты против оспы, а Т. примерно за 50 лет до заболевания был ревакцинирован в школе. С эпидемиологической стороны важно отметить, что впервые он почувствовал недомогание 5- 6 января, его состояние ухудшалось, но он продолжал работать до 9-го и по роду своей деятельности имел контакты с большим числом больных. Из них заболело оспой 5 человек. Немедленно после установления диагноза органы здравоохранения развернули энергичные меры для выявления всех лиц, имевших контакт как с больным Кокорекиным, так и с Т., и обнаружения среди них больных, подозрительных на натуральную оспу. К 15 января 1960 г. в Москве было уже 19 больных натуральной оспой и все они имели контакт с Кокорекиным. Какой он, однако, был общительный! Из них в первой декаде января заболело 15 человек (2 внутрибольничных заражения и 13 инфицированных на дому). При обращении этих больных в городские поликлиники им ставили диагнозы гриппа, катара верхних дыхательных путей, эритемы. Диагноз указанных 19 больных был уточнен благодаря выяснившейся эпидемиологической картине в городе и, в частности, в каждом из очагов, включая больницу имени Боткина. Таким образом, очень скоро было установлено наличие большого обсеменения вирусом оспы многих участков города и указанной больницы. Для предупреждения рассеивания инфекции было решено в короткие сроки провести широкое обследование по выявлению контактов и принятию мер по их изоляции. При обнаружении больного оспой или подозрительного на это заболевание проводилась кольцевая обработка очага (карантинные мероприятия, дезинфекция, массовая иммунизация и дальнейшее медицинское наблюдение за очагом). Что же касается больницы, то она рассматривалась как самостоятельный и наиболее серьезный очаг. Для его ликвидации Мосгорздрав отделом был создан специальный карантинный штаб. В его состав вошли врачи-эпидемиологи ГорСЭС и Института эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи АМН СССР. Штаб организовал медицинское наблюдение за сотрудниками больницы и больными, находившимися на излечении, занимался выявлением лихорадящих больных, для чего проводилось ежедневное двукратное измерение температуры. Весь персонал в корпусах, где были случаи заболевания, был переведен на казарменное положение. Выявленные лихорадящие больные подвергались карантинизации. В случае невыхода кого-нибудь на работу врач направлялся на дом для выяснения причины и принятия соответствующих мер. В больнице подверглось карантинизации 8 корпусов из имеющихся 28 и ряд таких подсобных служб, как прачечная, пищевой блок, дистанция и т. д. Одновременно было взято на учет 2092 больных, 2600 человек обслуживающего персонала, а также 600 реконвалесцентов, выписавшихся из больницы в период от момента поступления сюда больного Кокорекина до момента установления диагноза оспы. При обследовании отдельных участков в городе было выявлено 9342 контактных. Из них 1210 первичных были карантинизированы в специальном стационаре в Москве и 286 - в стационарах Московской области. Необходимо отметить, что сроки госпитализации последних 5 больных, заболевших в период 26 января - 3 февраля, считались уже со дня их карантинизации, т. е. фактической изоляции. С целью выявления лиц, требующих строгой изоляции, за вторичными контактными проводились медицинское наблюдение и двукратная ежедневная термометрия в течение 14 дней. Вторичных контактных оказалось на дому 3586 и в учреждениях 1220 человек. В результате проведенных энергичных мероприятий вспышка имела локальный характер - она не вышла за пределы Москвы. Оспопрививание было начато немедленно после установления диагноза оспы у Кокорекина 16 января были привиты наиболее угрожаемые контингенты - медицинские работники и лица, выявленные в очагах инфекции. До 25-го января было привито 5 559 670 человек. Одновременно с этим в Московской области было охвачено прививками свыше 4000000 человек. Следует отметить, что до того момента не были известны такие темпы при проведении массовых прививок! Для выполнения этой грандиозной задачи был создан 3391 прививочный пункт, где централизованно обслуживали всех желающих, а для работы в домоуправлениях и учреждениях было организовано 8522 прививочные бригады, каждая из которых состояла из одного врача и 2 вакцинаторов. Всего было привлечено к этому делу 26 963 медицинских работника. Несмотря на проведенный инструктаж, был установлен ряд технических нарушений при выполнении прививок. Поскольку они проводились по строгим эпидемиологическим показаниям, не учитывались, согласно действовавшей инструкции, противопоказания к прививкам. При проверке нередко регистрировались резкая гиперемия и инфильтраты на месте прививки. Примерно в 1% случаев имело место повышение температуры у привитых до 38- 40°. В 93 случаях определены серьезные осложнения, в том числе поствакцинальный энцефалит, экзема и др., которые в обычных условиях встречаются в СССР исключительно редко. Но это власти считали малозначащими деталями! Итоги ликвидации вспышки: 1. К началу выполнения мероприятий в разных участках города уже имелось 20 случаев заболевания натуральной оспой, включая и больного Кокорекина. Во время двух последующих волн было зарегистрировано еще 26 больных, из которых 5 выявлены на дому, 19 выявлены среди карантинизированных и 2 - среди пациентов больницы. Во время третьей волны было всего 3 случая заболевания, зарегистрированных в последние дни вспышки. 2. С момента заноса инфекции (22 декабря 1959 г.) до последнего случая заболевания (3 февраля 1960 г.) вспышка продолжалась 44 дня. В очагах больные в количестве 25 человек (кроме Кокорекина) были обнаружены в течение 23 дней (с 3 по 25 января 1960 г.). Остальные 20 больных были изолированы в инкубационном периоде (из них в карантине было 16 случаев, внутри больницы 4). 3. Очень серьезным показателем эффективности мероприятий является то, что с момента, когда приступили к их проведению (16 января) эпидемия была ликвидирована в течение 19 дней (3 февраля 1960 г.).
История, к счастью, закончилась с минимальными человеческими потерями, но с колоссальными усилиями многочисленных медицинских работников и привлечением огромных бюджетных средств. Но кто их у нас считал? А все дело в жадном человечке, на словах советском патриоте, а по настоящему – стяжателе и спекулянте (мало ему Сталинских премий, хотел еще и в комиссионку инфицированное барахло сбыть!) Вот так и раздавались первые звонки, что Советскому Союзу скоро капут, поскольку даже верноподданные мазилы только и мечтают о барыше, какие тут высоты социалистического реализма! Хорошо, что так все обошлось. Примечательно, что прах разносчика инфекции все равно захоронили на Новодевичьем, ведь лауреат же!
Н.Ларинский, 2012 г.
Алексей
И да. Ну понятно, что для Валерии Алексеевны Кокорекин - хороший и безгрешный папочка, НО! Если бы оспу упустили бы, то много человек бы умерло и следовательно много бы человек банально не родилось. Вспомните известный рассказ про бабочку, раздавленную путешественником во времени. Эпидемия оспы в столице могла бы оказать негативное влияние на историю СССР во всех областях (политика, культура, наука и т.п.) по вышеуказанной причине. И неизвестно, как бы сложилась жизнь самой В.А. Кокорекиной. Так что, не стоит его оправдывать. Да, согласен, что с источниками сложно. По-хорошему, надо было представить сканы опросов свидетелей, которых уже нет и прочие документы. А не только мемуары. Тогда бы меньше защищали этого любопытного художника. Кстати, интересный вопрос - насколько эта история повлияла на контроль за "руссо туристо облико морале"?
Дата: 2020-04-16 06:27:37
Мутин В. В
Как чётко работала система. И какой ужас сейчас. Ни у конечно надо пнуть Советский Союз. Сейчас то все лучше. Спасайся кто может.
Дата: 2020-04-05 20:08:57
Алексей
Не знаю, кто тут прав, но если бы оспу упустили.. художника потом бы долго вспоминали плохим словом. А случись подобное в эпоху интернета, вообще бы затравили. Оспа же с него началась, это факт. "Кроме всего прочего последнее ложь, ни на какой кремации А. Кокорекин не побывал, ковер не покупал и никаких «крыльев любви» не было." Валерия Алексеевна (которая вряд ли прочитает это), тут надо спрашивать с первоисточников.
Дата: 2020-03-24 08:21:59
Lines
Автор плагиатор. Украл чужую статью и разукрасил своими экскрементами.
Дата: 2020-03-14 18:58:51
Lines
Автор плагиатор. Украл чужую статью и разукрасил своими экскрементами.
Дата: 2020-03-14 18:58:51
igor petrov
Мерзкая статья, а точнее отношения автора - Ларинсккого к этому событию.
Дата: 2018-09-22 22:50:00
Не художник
Все здравствуйте! Чего грех скрывать, сталинская пропаганда была, и иногда неуклюжая и грубоватая. Вопросы у меня: где и насколько хорошо учился Сталин; сколько языков иностранных он знал (хотя это, допускаю, и не главный показатель уровня интеллекта)? А может быть Сталин и управлял людьми своей страны так грубо, потому что не хватало ему того самого уровня...? Я это все пишу к тому, что и этот художник, дитя эпохи, не дотянул до такого состояния, при котором образованный человек, оказавшийся в чужой стране в первый раз, слышал и читал о её людях, их образе жизни, особенностях... . Кстати, заразиться можно совершенно случайно, даже зная практически все о гигиене, это скажет любой самый опытный врач-инфекционист. Вспоминается исторический случай с нашим известным соотечественником-путешественником (покорно прошу прощения, забыл фамилию), который был сам и врачом в том числе, и знал, что из местных речек пить воду сырую нельзя. Однако, разгоряченный охотой на зверя, попил и заразился (не прошло "авось"!), и умер... . Посмею сказать, хорошо, художник оказался неуклюжим по жизни (успехи в карьере в советское время-не показатель способностей, вспомните Черномырдина...). Но врачи...! Успокоились, так и не узнав диагноз умершего...! Явно было подозрение на что-то серьезно заразное, ну не идиоты же они совсем...! Кстати, что сейчас творят "авицены", врагу не пожелаешь, но не все (слава Богу!), подозреваю, есть ещё настоящие доктора...! А хваленый КГБ, который мордовал перед поездкой на "гниющий" запад, а действительно опасные поступки не совершать в дружественных странах, счастливых советских граждан не инструктировал...! В этой истории жалко всех погибших, а ещё я посочувствовал бы искренне тем, кто в этой суете пострадал от прививки... . Вот так живешь и никого не обижаешь, насильно и без обследования состояния здоровья тебе внедряют гадость, от которой потом ... поствакцинальный энцефалит, экзема и др. Всем желаю здоровья и мира с собой, родными, близкими и всеми другими людьми... .
Дата: 2016-02-05 03:30:23
натали
интересная статья и с медицинской и с исторической точки зрения. Субъективное отношение автора считаю его личным делом. объективно: фигня с прививкой получилась перед отлетом, отсутствие эпидемической настороженности, он ведь оттуда шо хош мог привезти, актуально и сейчас, хоть в Индии и фармпром. В конце концов справились. Странно, что за реакции на прививки... прививка делалась со времен денёк коровье оспой. Итог: я довольна, мне было интересно. Да, кстати, читаю старую книгу клиника они и там упомянули художника К. привез его оспу и я начала искать об этом. Спасибо.
Дата: 2016-02-04 14:40:00
Лесник
Ну, пошла массовка! Классическая российская "дискуссия" с бранью и оскорблениями. Удивительно, правда, что Дмитрий обещал на этот сайт ни ногой, а тянет, тянет зайти, выругать всех, осведомленность показать, которая никому не нужна, ни при какой погоде ни Моор, ни Савостюк давно уже никого не занимают. Что попусту брызгать желчью, никого ведь не заденут брызги. Как раз, похоже, что Дмитрий сам очень и очень нервный. Так и в клинику неврозов угодить недолго или еще что-нибудь похуже случится. Надо успокоиться и не свирепеть попусту. Пустая дискуссия, искусственно поддерживаемая и не больше.Интеллигентный знаток прекрасного и такой рев, с пеной у рта. Нехорошо. Самому уже годков поди немало, а изрыгаешь проклятия, как последний ЧМО! Ты что, дядя?
Дата: 2015-11-20 16:55:09
Дмитрий
Для персонажа с погонялом на этом сайте - МИХЕЙ В советские времена даже в МОСХе, не говоря уже о СХ союзном были люди гораздо более яркие, чем эта посрелдствнность - Д.Моор, или В.С.Иванов, или В.Б.Корецкий, а из более молодых, конечно О.Савостюк. Хоть бы писать грамотно научился недоумок нервный.))) Прежде чем о высоком вещать - куча грамматических и стилистических ошибок. Вот я правильно тире поставил. У вас же "посредственность" получилась - Моор и т.д. (опять правильно)))). Зачем же открыто малообразованность всем демонстрировать. Савостюка, он высоко ценит)), ему 3 года было, когда его старший наставник известным стал! И примером в его творчестве, что легко увидеть в ранних работах Олега Михайловича. Читать вы умеете, художников нашли в интернете (приплели правда, не в тему), а писать нет! Гораздо более яркие)))прям как:"Очень сильно люблю". Про ваш последний абзац: "Хам трусливый, понимающий свою безнаказанность и от того смелый, говнюк одним словом". Барахлишко экзотическое с вирусами оспы,))). Такое мог написать человек со слабыми умственными способностями. Всё ещё не угомонишься, в паспорт посмотри, кой годик то пошел...., возьмись за ум.
Дата: 2015-10-31 10:58:09
Michey
непонятно, почему такой сыр-бор разгорелся из-за довольно посредственного конъюнктурщика сталинской эпохи? Просто его поклонники бродят по Интернету в поисках хвалебных или ностальгических воспоминаний о нем, а ничего не находят или находят вот такую совсем не фимиамную вещь. В советские времена даже в МОСХе, не говоря уже о СХ союзном были люди гораздо более яркие, чем эта посрелдствнность - Д.Моор, или В.С.Иванов, или В.Б.Корецкий, а из более молодых, конечно О.Савостюк. Что этот бедный, так тяжко умерший художник был ярким колористом или блестящим рисовальщиком? Был модерновым как дейнека или книжным графиком как Конашевич? Чем уж он так поразил зрителяей? Советским лубком, простым и понятным, прославляющим сталинскую эпоху? Хорошо если стукачом не был. Это ведь был тогда способ получения сталинских премий. Хорошо, что не от холеры умер! Как-то для сталинского лауреата смерть на толчке не очень героическая. Но удивительнее другое, как при первом щелчке в нос у его анонимных апологетов слетела вся эта псевдоинтеллигентная муть и квазиученые рассуждения о достоинствах живописи плакатописца, и дерьмо потекло изо всех щелей! Вот такими они и были - элитные сталинские плакатисты, первым делом после смерти вождя кинувшиеся за границу. Какие впечатления нужны плакатисту в Индии? Барахлишко экзотическое с вирусами оспы, так и нужно говорить, а не наводить тень на ясный день. Получили отлуп и сидите утирайтесь этими плакатами, и неважно, доношенными вы родились или нет!
Дата: 2015-10-21 08:14:22
Дмитрий
Хам вы, трусливый хам и дурак. Одним махом всех плакатистов оскорбили. То, что Дейнека был модернистом его ни как не выделяет, в 20-х 30-х многие ими были, за исключением может самых махровых "ахровцев". Так вот этот самый Дейнека (в русском языке принято писать имена с большой буквы), для всех художников и был примером, и один из первых ломанулся плакаты делать, а уж картины писал такие эпохальные. Тем самым и стал предвестником, да чего там душой кривить родоначальником этого самого соцреализма, что само по себе его не порочит. И "знатные люди..." у него были, и социалистический образ советского человека - строителя социализма формировал. Но главное в том, что художником он был хорошим. Виктор Иванов тоже хороший плакатист, кстати близкий приятель Кокорекина и ценил его творчество. Не уверен, что он однозначно лучше так ненавистного вам художника. Не вижу я этого. Олег Савостюк, родился только, когда Кокорекин был известным художником, кстати он же и сказал:"Кокорекин наше всё" (лично при этом присутствовал, значит тоже ценил и любил его творчество. Причём тут он, он ещё ни чего не сделал, а в активе Кокорекина были лучшие военные плакаты. Кстати, МОССХ - это тот же Союз художников СССР, деление территориальное, ну такие вещи нужно знать, если вякаете. Поэтому неграмотно утверждать, что художник СХ, чем то лучше художника МОССХ И уж точно, ценность творческого наследия художника ни когда не зависела от принадлежности к его рядам. Ну, а насчёт откуда и что потекло, скажи вы мне это в лицо потекло бы у вас. Так, что на неврастеников обижаться. Благодаря этому вашему выражению, опознал вас, под какими бы никами не прятались, запашок от ваших полуграмотных коментов. Всё самоутверждаетесь в гадюшнике, не разогнали вас ещё?))) Как там главное "Меньшинство" с радугой на аватарке поживает, перекрасился? Во дела... на старости то лет и такой позор.)))) Какие впечатления нужны плакатисту в Индии? Барахлишко экзотическое с вирусами оспы, так и нужно говорить, а не наводить тень на ясный день. Вы то откуда знаете, что правда? Хочется, чтобы было именно так? Сами такими категориями мыслите. Да все ездили в индию, вон Долгоруков тоже был, цикл индийских работ оставил и Климашин тоже, принято так было - в командировки творческие посылали многих и в качестве поощрения тоже случалось. В Италию Сергей Герасимов ездил, тоже за коврами? Сами не захлебнитесь слюной, господин воняяев!
Дата: 2015-10-30 22:43:06
Вл.Харламкин
Факт неоспоримый: существовал художник, заболел оспой и умер, сожгли, чтобы не разносить заразу. Вся пасквильность в этом - была поставлена под угрозу эпидситуация в столице. Вот и вся интрига. остальное - вкусовщина. Кто недоносок или доносок, решать акушерам. Нравится вам художник- повесьте над ложем репродукцию (с лесорубами) и наслаждайтесь, но не загаживайте молодежи мозг соцрелизмом и прочим дерьмом. Наслушались за 70 лет предостаточно! Есть возражения по сути того, о чем сказано: ЧП советского масштаба? Нет, тогда лучше тухлятину в своей компании любителей советских художников двигать. Никто не оценит пафоса. А вас, видимо, разозлило не на шутку, что никто не охает от умиления этими "вторческими людьми"? Поделом! Им место на исторической помойке!
Дата: 2015-10-20 14:39:08
Дмитрий
Для харламкина. Нравится вам художник- повесьте над ложем репродукцию (с лесорубами) и наслаждайтесь, но не загаживайте молодежи мозг соцрелизмом и прочим дерьмом. Наслушались за 70 лет предостаточно! Есть возражения по сути того, о чем сказано: ЧП советского масштаба? Нет, тогда лучше тухлятину в своей компании любителей советских художников двигать. Никто не оценит пафоса. А вас, видимо, разозлило не на шутку, что никто не охает от умиления этими "вторческими людьми"? Поделом! Им место на исторической помойке! Факт болезни и смерти подтверждён, вся остальная гнусность - нет, более того, знаю такого не было. Куда и что повесить решу сам, так что советы свои премудрые засуньте куда подальше. Ни кто художников не двигает, но и не оскорбляет как вы. А вы, что престарелый старик (Наслушались за 70 лет предостаточно!), что про молодых вспомнили. Кстати ни кто их специально этому не учит, сами разберутся какое искусстве им ближе, а вот вас это действительно беспокоит.)))Соцреализм и прочее дер..., как вы по хамски выразились получил мировое признание, любить его конечно не обязательно, но хаить не стоит - были и в нём достижения. Мне не понравилось как гадко и лживо был преподнесён материал, вам понравилось, каждому своё. Работы обсуждаемого художника ни когда не окажутся на помойке ни исторической ни реальной. Они в ГТГ (Государственная Третьяковская галерея специально для безграмотных), других МНОГИХ музеях и собраниях. А вот вы умрёте и после вас ни чего не останется, кроме памяти о том как вы визжали при упоминании - "советское прошлое". Так, что закройтесь и не позорьтесь в своей безграмотности, убеждённый "СОЦРЕАЛИЗМАФОБ".
Дата: 2015-10-31 00:10:44
дмитрий
Для Бор Вахтина Отвратительная и лживая статья основанная на информации (сплетнях и домыслах), написанной на заборе - интернете. Мало чего имеющей с реальными событиями. Для вас Вахтин отвечу персонально: я ни вам, ни автору - не хамил, а написал, извините, про ложь и сплетни которые легли в основу его (врача) медицинских изысканий. Вы же, напротив, оскорбили двух незнакомых людей в начале Вашего литературного опуса, делаю вывод, именно Вас мама не доносила, поэтому вы и стали хамом, предполагаю великовозрастным. Поэтому недоносок именно Вы - Вахтин. Добавлю, трусливый недоносок. Пришлось ответить в привычной вам манере общения. Ну, а всем кому статья пришлась по душе, кратко - Свинья везде грязь найдёт, чтобы поваляться. Желаю всем здравствовать и оставаться в этом высокоинтеллектуальном обществе знающем фамилии нескольких известных художников. Сюда, разумеется, ни ногой.
Дата: 2015-05-17 14:47:31
Bogdan
Вообще, как сильно деформировала наших предков традиция рассуждения обо всем на крохотных кухоньках-слепухоньках. Обо всем рассуждали, такое "смешение жанров". И, конечно, главенствовала вкусовщина, причем москвичи снобистски-снисходительно относились к суждениям "замкадышей". Вот и здесь нерошенные комменаторы обсуждают отбор иллюстраций. Да не вних дело! Не творчеству плакатиста посвящено публикация! бессопрно, коллекционер Тулуз-Лотрека не спутает его афишу с этой соцреалистичной стряпней. Его не надо поучать. Бабка и дед мои рассказывали как в 1946 году они занимали (В МОСКВЕ!) очередь в шесть утра за хлебом, а этот художник рисовал безмятежность, успешность и благостность советского строя. О чем говорит: сидели такие "кокорейки" в золотых клетках в Москве и по свистку хозяина "кокорекали" на все лады, куря фимиам. Назвал же Ю.Нагибин одного из столпов сталинской эпохи "гимнюк Советского Союза". А тот тоже был обременен не одним орденом Ленина и Сталинской премией. Вот такие "гимнюки" - патриоты и создали "искусство социалистического реализма". История той эпохи это сплошная ложь и кровь. О каком патриотизме вы глаголите? Да и сам финал ужасен-заразиться оспой через барахло. Просто супер. Но и то хорошо, что не какая-нибудь диаррейная болезнь припала художнику, вот бы уж постебались на славу! Почему-то аналогичная история В.Ф.Комиссаржевской, тоже заболевшей оспой, таких эмоций не вызвала. А именно из-за этого - не было угодливости и сервильности, а было творчество. Плакаты к творчеству имеют мало отношения и надо быть очень сильным "патриотом", чтобы за очень скромные изобразительные средства и явную постановочность сюжетов получить "Сталинскую". Но надо утешаться, что можно поклониться праху на Новодевичьем, а не на неведомых холерных захоронениях. И дома вместо иконы повесить один из нетленных шедевров и воскурить около него (по индуистской традиции!) фимиам!
Дата: 2015-04-03 07:59:28
Бор. Вахтин
Замечательная публикация, несмотря на злобное вяканье двух пранкеров-недоносков. Да уж, художник этот не был ни Филоновым, ни Фальком, ни даже ультрапатриотичными И.Бродским или А.Герасимовым. Уровень оформления остановок общественного транспорта. Но речь то в публикации не об этом. Речь о вспышке оспы, которую затащил в Москву этот горе-путешественник. Действительно, там была история с комиссионным магазином, куда были сданы какие-то вещи и это очень затруднило расследование эпидемиологической цепочки впоследствии. мало того, полетели головы и в тогдашнем московском здравоохранении. Ведь все могло закончиться настоящей трагедией: в густонаселенном городе, с оргомным числом перекрещивающихся станций метро, при самом тесном контакте людей могло такое пожарище разгореться, ужас и кошмар. Тут не искусствоведческий сайт, чтобы рассуждать о достоинствах нетленных работ сталинского мазилы. Он создавал ложную картину счастливой и безмятежной жизни в рабской стране. В.Шаламов пишет, как ненавидели знаменитый кокорекинский плакат с румяными лесорубакми, которые рапортуют товарищу Сталину зеки на лесоповале. Вот суть этого "творчества" : рисовать не то, что есть, не то как ты видишь (подумаешь, какой Моне или Писсаро, а как надо, как учит нас великий Ленин и говорит коммунистическая партия. Он и старался, лез из кожи. и если бы не его сервильность, хрен бы он получил Сталинскую премию! Типичный "трубадури оруженосец кровавой эпохи". Опытные эпидемиологи говорят, что как раз ситуация со вспышкой описна очень точно, детально точно. В этом и смысл. Тут и еще одна мрачная подробность есть: расстрелянных в Москве было принято кремировать в кремматории Донского монастыря, по злой иронии судьбы и незадачливого плакатописца, не дав никому поплакать у гроба, сожгли,чтобы не распространять заразу. Так всегда делают с заболевшими сапом, ящуром или сибирской язвой коровами и лошадьми. Но если сталинские жертвы сгорали, дабы скрыть жестокость и высшую несправедливость, то художника сожгли от греха подальше. Вот и все, что осталось кучка праха и старая мазня. Обязательно поведаю эту историю студентам художественного колледжа. Им нечему учиться у автора этой пропагандистской стряпни, но надо вовремя делать прививки и не фарцевать привезенным барахлом!
Дата: 2015-04-02 05:13:28
Дмитрий
Отвратительная и лживая статья основанная на информации (сплетнях и домыслах), написанной на заборе - интернете. Мало чего имеющей с реальными событиями. Для вас Вахтин отвечу персонально: я ни вам, ни автору - не хамил, а написал, извините, про ложь и сплетни которые легли в основу его (врача) медицинских изысканий. Вы же, напротив, оскорбили двух незнакомых людей в начале Вашего литературного опуса, делаю вывод, именно Вас мама не доносила, поэтому вы и стали хамом, предполагаю великовозрастным. Поэтому недоносок именно Вы - Вахтин. Добавлю, трусливый недоносок. Пришлось ответить в привычной вам манере общения. Ну, а всем кому статья пришлась по душе, кратко - Свинья везде грязь найдёт, чтобы повалятся. Желаю всем здравствовать и оставаться в этом высокоинтеллектуальном обществе знающем фамилии нескольких художником Сюда, разумеется, ни ногой.
Дата: 2015-05-17 14:01:01
Дмитрий
Ларинскому - врачу, писателю и ценителю искусства. Посмотрел я на данные произведения представленные как работы Алексея Кокорекина...признаюсь сразу смутила правая на тему футбола. В чём дело не пойму - живописная работа, похоже маслом, да и на Кокорекина не похоже по манере. Знаю, что он работал немного маслом в 30-х, но чтоб в 50-х да ещё не в плакатном жанре??? Удивился,признаюсь думал о нём знаю всё или почти всё. Удивление прошло, решил разобраться, разобрался. Данная работа была написана вовсе не Кокорекиным, как считает врач санатория из под Рязани, внимательности бы ему немного - цены бы не было. Автор её - Прибыловский Виктор Александрович 1919 года рождения и написана эта работа, под названием "Вратарь", через семь лет после смерти известного плакатиста, то есть в 1966 году. Вроде бы мелочь, а на самом деле - ложь, так и в его статье. Самое страшное не открытая ложь, а ложь с примесью правдю. Стыдитесь писатель.
Дата: 2015-01-14 00:38:43
Дмитрий
История, к счастью, закончилась с минимальными человеческими потерями, но с колоссальными усилиями многочисленных медицинских работников и привлечением огромных бюджетных средств. Но кто их у нас считал? А все дело в жадном человечке, на словах советском патриоте, а по настоящему – стяжателе и спекулянте (мало ему Сталинских премий, хотел еще и в комиссионку инфицированное барахло сбыть!) Вот так и раздавались первые звонки, что Советскому Союзу скоро капут, поскольку даже верноподданные мазилы только и мечтают о барыше, какие тут высоты социалистического реализма! Хорошо, что так все обошлось. Примечательно, что прах разносчика инфекции все равно захоронили на Новодевичьем, ведь лауреат же! Ларинский! Вы хоть понимаете, что дожив до седин, написали мерзость! В вашем пасквиле - содержатся лживые сплетни, которые оскорбляют честь и достоинство большого художника и хорошего человека. Я тоже знаю некоторых участников этого события, они живы и о Кокорекине говорят только с лучшей стороны, все признают, что он был мужественным, замечательным человеком. Его плакаты вас любить ни кто не заставляет, это проблемы вкуса и воспитания. А судя по вашей писанине с этим у вас явно проблемы. Вы - любитель правды, сами то в партии не состояли? Хотя это само по себе ни чего не значит. Например, Кокорекин в партии ни когда не был - это знают все, так что вы учите "матчасть" в "интернете"(читать на заборе), а не советуйте его дочери пополнять свои знания там. Почитайте внимательно великих, они на страницу текста тратили больше десяти секунд.:)))Вам, что лубянка рассекреченные документы предоставила? Или Вы фамилии ваших-знакомых друзей очевидцев назовёте? В "Рунете" прочитали? А там ещё пишут, что Украинский премьер заявил, что Советский Союз оккупировал территорию фашистской германии, этому, тоже изволите верить, может Вы тоже придерживаетесь такой точки зрения? Что за некрасивая манера самоутверждаться на фоне великих людей обливая их грязью, почитайте Василия Шукшина - может поможет. Но учитывая Ваш возраст, рассчитывать на кардинальные изменения личности не приходится. Вы кем себя представляете в качестве медицинского работника, какого масштаба достигли? Ведь явно не Гиппократ и Гоффман, даже не Боткин с Пироговым:))) Может Вы кардиолог Лео Бокерия, или Леонид Рошаль, может Вы личность сопоставимая в своих достижениях на поприще медицины с Ренатом Акчуриным? А Алексей Алексеевич Кокорекин был на самой вершине в плакатном жанре - он то уж точно входил 5-10 выдающихся плакатистов. Кто судьи? Вам хоть известно за что ему давали сталинскую премию? Конечно десяти секунд явно мало, что бы понять смысл прочитанного, а тем более запомнить. Если вы такой феномен, почему пишите с ошибками? Вы думаете Антон Чехов в своих рассказах буквы пропускал, Вам его лавры покоя не дают? То в фас, то в две трети, то с бабочкой, то со стетоскопом. Вы уважаемый в себе-то ни каких наклонностей не замечаете, как минимум - нарциссизм. Карен Хорни в своей работе «Невроз и личностный рост: Борьба за самореализацию» (1950). Возвращаясь к творчеству Кокорекина, хочу справедливо добавить, что он как раз был из всех плакатистов, наименее ангажированным властью. И плакатов, которые Вы считаете лживыми, у него минимум. Посмотрите его военные плакаты, вот за это ему дали сталинскую премию. И ещё, много кому её давали - это вовсе не значит, что все лауреаты плохие художники или приспособленцы! P.S. Кстати, художник Франсиско Хосе Гойя, благодаря тому что был придворным художником королей карла 3 и 4, восхвалял их и писал портреты знати, работал для церкви - остался в истории искусства. Его восхождение, совсем ещё молодого художника, началось в 1775 году именно с заказов принца Астурийского, впоследствии короля. Н.Ларинский. Вы бы извинились перед родственниками и нужно связаться с администраторами - пусть снимут материалы порочащие, честь и достоинства художника и человека.
Дата: 2015-01-11 15:01:10
Дмитрий
Валерия Алексеевна! Подобные статьи никак не очернят творчество вашего отца, его вклад в русское искусство всеми признан и ни кем не оспаривается. А как это искусство назвать русское или советское - все равно. Один военный плакат Кокорекина стоит миллиона подобных злобных статей. И ложь и плевки не долетят и до его пьедестала. Если бы не Алексей Кокорекин, Виктор Иванов, Виктор Корецкий, Кукрыниксы и т.д. неизвестно как бы повернулась трагическая история России. Вклад этих художников-воинов в победу огромен и всеми признан. Ваш отец крупный талантливый художник, его плакаты всегда узнаваемы, особенно привлекательны его женские образы. Хочется добавить, что он еще и замечательный рисовальщик, не все плакатисты были наделены таким даром в полной мере. С уважением к Вам и творчеству Алексея Кокорекина, Дмитрий Александрович Захаров.
Дата: 2015-01-11 00:27:46
Дмитрий
Лживая и глупая статья. Особенно умиляет фраза - Художник так себе, уж точно не Гойя и даже на П.Федотов, но патриот до мозга костей, настоящий коммунист. Во первых не был коммунистом. А патриотизм всегда считался хорошим качеством. Порядочный человек, если ошибся и невольно обидел трагически ушедшего человека и его родных, немедленно приносит извинения, но вы не из тех, вы сознательно, ни зная сути и черпая информацию из интернета (сами писали)написали гадость. Кокорекин не Гойя и тем более даже не Павел Федотов. ))) Он художник совсем другого времени и признанный всеми искусствоведами и давать оценку не вам уважаемый. Знаете как говорят промолчишь за умного сойдёшь! А, то что вам не нравятся его плакаты так думаю это ни чего не изменит. Какой вы смелый борец с ложью, вон как позируете, нравитесь вы себе в качестве обличителя пороков. На месте наследников прищемил бы вам хвост, за враньё и клевету! Р.С. Так я не понял кто круче на ваш вкус Павел Федотов или Франсиско Гойя. Диего Веласкес или Василий Кандинский? Дмитрий Захаров, художник, реставратор, коллекционер и искусствовед.
Дата: 2015-01-10 23:11:28
Дарья
Есть старый советский фильм на основе этих событий "В город пришла беда" Черно белый, но кто любит фильмы с мед сюжетом - интересно. Как орагаизовывали каратин, как прививали. Короче интересно. Рекомендую.
Дата: 2014-11-08 09:46:07
Андрей
Хорошая статья, особенно принимая во внимание, что вся история эта наглухо была засекречена. Меня, тогда студента 2-го курса мединститута, эта история коснулась отчасти, как и множества других москвичей. Нижеследующее я записал ещё до знакомства со статьёй Н.Ларинского. Я нарочно сейчас ничего не изменяю, а привожу буквальные цитаты из записанного мною ранее. В частности, это касается моей совершенно самостоятельной оценки творчества плакатиста, относящегося к тому времени, когда он был в добром здравии. « В советской прессе, разумеется, о вспышке не говорили, как не говорили и об ураганах, наводнениях и падениях самолётов. Однако москвичам было известно даже, кто именно привёз к нам оспу. Называли фамилию - А.Кокорекин. Он был художник и лауреат чего-то там. Совершенно случайно мне уже тогда было известно и одно его произведение, которое меня потрясло своей безыскусностью. Это был триптих, помещённый во 2-м издании БСЭ в качестве иллюстрации к статье «Плакат». А потряс он меня тем, что хотя там были изображены три разных человека разного возраста и пола, лица у них были совершенно одинаковы. Тогда говорили, что Кокорекин, будучи в Индии, интересовался храмами, много фотографировал. И вот он якобы захотел снять что-то, что снимать было нельзя. Случившийся там жрец якобы предупредил его об этом и о том, что последствия могут быть серьёзными. Но на художника это не произвело никакого впечатления, тогда-де жрецы и наказали его по-своему. По возвращению в Москву несчастный в течение заразного периода контактировал со многими людьми, так что пострадавших было несколько десятков, в том числе и со смертельными исходами, в том числе и среди медиков. Кроме вторичных от завозного, был ещё и третичные случаи. О размахе вспышки народу не сообщали, и отношение публики было спокойное из-за малой информированности и веры в советскую медицину. Здравоохранение, впрочем, отреагировало грамотно, хоть и с некоторым запозданием. В Москве провели массовую (ре)вакцинацию, для чего привлекли и студентов-медиков (наш курс, впрочем, почему-то не тронули). Не припомню, где меня ревакцинировали, скорее всего, в институте. Но помню, что вакцинировали народ и в банях. Это было здравое решение, так как москвичи жили ещё в основном в коммуналках и в баню ходили не для удовольствия. В нашей коммуналке, например, была одна раковина на 5 семей (на кухне) и никакого душа.»
Дата: 2013-12-06 01:18:25
justice
Странная статья, необычная. Натолкнулась случайно, решая, делать ребенку прививки или нет...Кажется ситуация с прививками не поменялась нисколько!
Дата: 2013-02-22 15:59:54
Валерия Алексеевна Кокорекина
Н. Ларинскому Пишу вам, т.к. должна защитить честь своего папы – ведущего художника-плакатиста, ряд работ которого находится в Третьяковской галерее, а многие плакаты в т.ч. военного времени переиздаются до сих пор. Вы пишете «художник так себе не Гойя и даже не Федотов». Сравнивать современных художников с Ф. Гойя по меньшей мере не корректно, а с П. Федотовым просто неграмотно: П. Федотов был живописец бытового жанра, а А. Кокорекин был плакатист. Это, то же, что сравнивать баснописца Крылова с прозаиком Тургеневым. По поводу «патриота до мозга костей» и «настоящего коммуниста»: быть патриотом, по моему, совсем не стыдно, а коммунистом мой папа не был, несмотря на то, что ему неоднократно предлагали вступить в партию. Те плакаты, которые вы привели в тексте, не являются лучшими. Вероятно, они подобраны вами специально для подкрепления слов: «художник так себе». Поленились посмотреть в интернете, где много других, известных всей стране, плакатов! По-видимому, вы считаете себя интеллигентным человеком, тогда откуда такой язык: «образчики», «угадал черт согласиться», «ухитрился побывать», «полетел на крыльях любви». Кроме всего прочего последнее ложь, ни на какой кремации А. Кокорекин не побывал, ковер не покупал и никаких «крыльев любви» не было. Самолет прибыл по расписанию 20 декабря. Я встречала папу в аэропорту, и мы сразу поехали домой. Кроме мелких сувениров он ничего не привез. Какой еще ковер!! Папа уже тогда жаловался на недомогание и никуда не выходил из дома. Сотрудники КГБ здесь не при чем. Позже, когда выяснилось, что это оспа, подключилась Петровка 38. Уточню, что А.Кокорекин вернулся в Москву 20 декабря, а попал в Боткинскую больницу 27 декабря, где и умер 29 декабря. В последний день я находилась рядом с ним вплоть до его кончины. Медицинскую часть обсуждать не буду, т.к. я не специалист. Скажу лишь, что никаких гнойничков у папы не было. Палата на 6 человек тоже фантазия. Папу сразу поместили в отдельный бокс. Помимо папы умер еще один пожилой человек, у которого было больное сердце. Но это было уже в инфекционной больнице на Соколиной горе, куда (на карантин) отправляли всех кто был в контакте. Оскорбительно ваше заключение: «жадный человечек, стяжатель и спекулянт», «верноподданные мазилы». Это совершенно не относится к моему папе – ведущему художнику-плакатисту. У меня такое впечатление, что сам вы несостоявшийся в своей профессии человек, отсюда столько злобы и зависти. Неуважающая вас, канд. хим. наук Валерия Алексеевна Кокорекина, дочь художника.
Дата: 2012-12-22 23:36:59
Алексей
Так легко оболгать человека. И так несложно было проявить деликатность при описании этого случая. Печально.
Дата: 2013-11-23 23:41:11
nic
Мнение врачей, работавших в то время в больнице имени Боткина, разумеется, не в счет, они все врут! Тогда Вам, уважаемая Валерия Алекссевна, нужно тщательнее проштудировать весь Рунет (не пожалеете), дабы из контектса ничего не выдергивать, а понять разницу между архивными данными и воспоминаниями: официально умерло четверо, а все остальное на плечах тех журналистов, которые писали о трагедии 1959 за прошедшие с тех пор годы. Так Вы все это за столько лет должны были читать , видеть и слышать, но отторжения это не вызывает, да и на материал натолкнулись в поисках комплиментарного, что будут писать о замечательном художнике неповторимой сталинской эпохи. По меньшей десяток врачей об этом писали (двоих знаю лично), будучи участниками событий, потому и ЧП имело такой резонанс, что во все учебники вошло (не во всякой истории болезни фигурирует Петровка,38!) Ну а остальное - вряд ли кого-то такой фразеологией сейчас удивишь, это все-таки компиляция, а не архивный поиск. Ну не нравится мне художник (не люблю плакаты в-принципе!) Тем более такие, прславляющие вранье, которое представлялось тогда как светлое будущее,куда, надо полагать, и должны были вести нас плакаты . Потому и художники "ведущие", что они куда-то ведут (и привели, в конце-концов!) С уважением.
Дата: 2012-12-28 16:41:05
nic
Ничего интересного: институт, работа врачом, наука, аспирантура, главный врач и заведующий отделением и снова - главный врач. История медицины - ненадоедающее хобби, как и история вообще. История болезни творческой личности - отражение не индивидуальной судьбы, а сколок истории - уровень медицины, личности врачей и т.д. Но основной пафос в другом: где личность черпает ресурсы для борьбы с болезнью? Не важно, убил себя Есенин или нет, куда важнее, как он сквозь ад в душе мог писать такие стихи! Все достаточно просто, кроме одного: крайняя бедность подобных источников в России. Проще написать историю западной медицины, чем историю захолустной районной больнички, хотя и она интересна по-своему. А потом моя задача - популяризовать. Это означает, что смягчаются медицинские акценты, терминология и т.д. Текст должен понять и простой обыватель. Жанр патографии очень непростой: при дефиците информации легко сбиться в "желтизну", в нехорошую тенденциозность, что уронит тень и на того, кто заболел, и на того, кто лечил. Такое тоже бывает, к сожалению.
Дата: 2012-08-20 13:29:34
yuliya
Николай Евгеньевич, хорошая статья, интересно написана. Хочу выразить своё восхищение Вами! Так приятно,что среди нас - врачей, есть такие замечательные люди как Вы. Вы о стольких людях нам рассказали, а о Вас мы ничего не знаем. Расскажите о себе.
Дата: 2012-08-20 11:49:59